Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в Федеральном законе «Об образовании в РФ» №273-ФЗ сказано, что родители обладают правом на воспитание и обучение детей преимущественно перед другими лицами, поэтому они несут ответственность и обязаны заниматься основами физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, что обуславливает проработки такого понятия, как психологическая компетентность родителя, то есть наличия компетенций и качеств, которые позволят грамотно и гармонично развивать компетенции собственного ребенка.
Компетентны ли родители в воспитании детей - это, очевидно, вопрос мнения. Тем не менее, используя любой разумный стандарт, родители все еще демонстрируют большую вариативность в этом отношении. Некоторые з критериев оценки родительской компетентности связаны с их эффективностью в управлении поведением детей и оказании им помощи в обучении и социальном взаимодействии с другими. Компетентные родители способны делать такие вещи, не унижая, не ругая и не причиняя физического вреда своим детям.
......................
Глава I Теоретический анализ по проблеме психологической компетентности родителей детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «компетентности» в психологии
В литературе понятие «компетенция» и «компетентность» часто отождествляют, однако в рамках данного исследования важно разобщить суть данных понятий.
Компетенция – это свойство, которое имеет способность к применению навыков, знаний, умений, а также проявлять личностные качества для успешной деятельности в различных областях, то есть некий потенциал будущей деятельности, как отмечает И.А. Бавтрюков [3]. По мнению А.Г. Шмелева, компетенция – это определенное требование к деятельности, которое является важным для эффективной работы организации в целом, где индивид проявляет определенные умения, знания, а также поведенческие навыки, профессионально-важные качества личности и гибкие способности [7, c.56]. То есть, компетенция – это область ответственности и определенная область полномочий. С точки зрения А.В. Хуторского, компетенция – это готовность человека находить внешние ресурсы с целью осуществления эффективной деятельности в определенной жизненной ситуации [53, c.90].
Термин «компетентность» — это производное от слова «компетентный», что означает обладающий компетенцией, сведущий, знающий в определенной области. В более широком смысле компетентность можно трактовать как уровень сформированности общественного и практического опыта субъекта, а также как уровень обученности индивидуальным и социальным формам активности, позволяющие индивиду успешно функционировать в обществе в рамках собственных способностей [51].
..................