21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для разностороннего развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то число детей с речевыми нарушениями все возрастает. Компьютер и телевизор всё чаще, а в некоторых семьях - всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры со сверстниками. Дети лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь - не секрет, что сегодня средства массовой информации не являются эталонами в этом смысле.
Отсюда, воспитание правильной и чистой речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы дошкольного образовательного учреждения. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, правильно построить предложение, обогащение словарного запаса - одна из насущных проблем, стоящих перед современным ДОУ. В этом видится большая актуальность рассматриваемой проблемы.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности мероприятий по развитию речи у дошкольников подготовительной к школе группы на занятиях в ДОУ с помощью рассказов по сюжетной картине.
Объект исследования: педагогический процесс развития речи дошкольников посредством рассказа.
*
*
*
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогический аспект развития связной речи детей дошкольного возраста
Согласно возрастной периодизации личностного развития Л.С. Выготского, дошкольный возраст – период с 3 до 7 лет [9, с. 8]. В подготовительную группу детского сада входят дети старшего дошкольного возраста - 6-7 лет.
Одним из важнейших изменений в личности ребенка в этот период является формирование готовности к предстоящему школьному обучению - улучшаются подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Усложняется образ «Я» ребенка - появление рефлексии позволяет маленькому человеку осознавать себя и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях.
Старший дошкольник прекрасно отличает, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Этот период благоприятен для педагогических воздействий и предопределяет его будущие этические качества и моральный кодекс. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни.