ВВЕДЕНИЕ
В современном литературоведении поэтика запахов существует как самостоятельное направление научного исследования, что обусловлено ролью запаха как одного из первичных источников восприятия действительности, её различных сторон. Такая «предметно-чувственная» картина мира тесно связана с художественным миром писателя, являясь его началом и основой [Зыховская, 2016].
……………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ ОЛЬФАКТОРНЫХ МОТИВОВ И МЕТОДОЛОГИЯ ИХ ИЗУЧЕНИЯ
1.1 Методология изучения запахов в литературе
На современном этапе развития литературоведения и лингвистики отмечается рост интереса исследователей к анализу текстов художественной литературы, в том числе и изучении средств отражения и роли запахов. Как уже отмечалось в предыдущем параграфе исследованием запахов в художественных текстах, как элемента целостного концептуального художественного мира писателя занималось большое число ученых. Так, в соответствии с данными Н.Л. Зыховской (Зыховская, 2012б) запах-описание несут в художественном тексте некую смысловую нагрузку, информацию, которую необходимо раскрыть читателю.
Поэтому в качестве методологической основы изучения запахов выступает выделение вербальных и невербальных единиц ольфакторного кода (Костяев, 2007), как формы коммуникативной интеракции. К примеру, в русской прозе конца XIX-начала ХХ веков запах цветов, особенно розы, нес ассоциацию с женственным, утонченным, прекрасным образом, в то время как запах вина, алкоголя кодировал представление о пошлости, разнузданности, разгульном образе жизни (Зыховская, 2016).
……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Петрушевская Л.С. Жизнь это театр: [рассказы, роман] / Л. Петрушевская. - Санкт-Петербург : Амфора, 2009. - 348 с.
2. Петрушевская Л.С. Темная судьба // Петрушевская, Л. С. По дороге бога Эроса: повести, рассказы / Л. С. Петрушевская. - М. : Олимп - ГТПП, 1993 . - 336 с.
3. Петрушевская Л.С. Как много знают женщины. -М.:АСТ, 2020. 1280 с.
……………………………………………………