Рассматривая государственные и муниципальные финансы, следует отметить, что отечественная научная литература по государственным (публичным) финансам зачастую сводится к описанию бюджета и бюджетной системы Российской Федерации на основе положений бюджетного законодательства.
В современной российской правовой системе также в понятие «государственные финансы» не включается понятие «муниципальные финансы», а на практике стало общепризнанным объединяющее понятие «государственные и муниципальные финансы». По нашему мнению, существуют различные подходы к рассматриваемому вопросу. Определения «государственный», «общественный» и «публичный», прилагаемые к финансам, представляются равнозначными в контексте их взаимосвязи с понятиями суверенитета и власти, источником которой является народ. Аналогичным образом в российской практике применяются понятия «государственный сектор» и «сектор государственного управления».
На протяжении последнего десятилетия в России осуществляется модернизация всей системы управления государственными финансами. Зримыми результатами проводимой бюджетной реформы стали четкое разграничение полномочий между публично-правовыми образованиями, модернизация системы управления бюджетом и бюджетными обязательствами, внедрение современных систем государственного учета и финансовой отчетности на основе метода начислений, переход на среднесрочное бюджетное планирование, бюджетирование, ориентированное на результат.
Также вводятся понятия внешнего и внутреннего государственного финконтроля. Внешний контроль для правительства будет осуществлять Счётная палата, внутренний - главные распорядители бюджетных средств, Федеральное казначейство и Росфиннадзор.
Контролироваться будут финансовые органы (главные распорядители и получатели средств бюджета), госкорпорации и госкомпании, хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных капиталах.
Штрафы за нарушения бюджетного законодательства для должностных лиц составят до 50 тыс. руб. с дисквалификацией на 3 года. Административные штрафы для юрлиц устанавливаются в процентном отношении к сумме бюджетных средств, использованных с нарушением законодательства (до 25% от суммы нецелевого использования).