Введение:
Данная работа есть попытка теоретического и практического осмысления столь важной проблемы макроэкономики как государственный бюджет.
Проблема бюджета – одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Нет другого аспекта реформ, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, бюджетная система – это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
В последние годы политические и экономические дебаты и дискуссии больше всего касались вопроса бюджетных отношений и бюджетного дефицита. Современная стабилизация рыночной экономики, о которой говорят такие данные, как объем в 1999 г. ВВП увеличился на 5,4 %; в 2000 г. на 8,3%; в 2001 – 2002 гг. 5%, в 2003 – 2005 гг. более 8% [18;19]. Следует подчеркнуть, что наметившийся перелом стал возможным и благодаря совершенствованию механизма бюджетного устройства.
Вместе с тем, сложившаяся в России система межбюджетных отношений, несмотря на проведенные в 1990-х годах реформы, не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу.
По уровню децентрализации бюджетных ресурсов Россия практически не уступает большинству федеративных государств, однако формально сохраняет крайне высокую, даже по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий. Бюджеты субъектов Российской Федерации и особенно местные бюджеты перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством без предоставления источников финансирования. Основная часть расходов региональных и местных бюджетов, включая заработную плату в бюджетной сфере, а также финансирование сети бюджетных учреждений регламентируется централизованно установленными нормами. Более 80 процентов налоговых доходов этих бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Зависимость региональных и местных бюджетов от ежегодно устанавливаемых пропорций (нормативов) расщепления федеральных налогов подрывает стимулы к проведению структурных реформ, привлечению инвестиций, развитию налогового потенциала территорий и повышению собираемости налогов. Несмотря на тенденцию к формализации распределения финансовой помощи, значительная ее часть по-прежнему распределяется без четких критериев и процедур, что требует дальнейшего развития и законодательного закрепления методологии бюджетного выравнивания [12;15;16].
Глава 3:
Задача реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации возникла не вдруг. Начиная с 90-х годов, предпринимались неоднократные попытки ее проведения, однако практических результатов достигнуто не было.
Задачи подготовки бюджетной реформы в 2004-2005 гг определены в Бюджетном послании Президента РФ на 2004 год [12]: «Государство должно отказаться от сметного финансирования бюджетной сети и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг и перейти к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами». «Приоритетной задачей 2003-2004 годов является также формирование финансовой основы для реализации начатой реформы федеративных отношений и местного самоуправления, предполагающей расширение бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти».
В отличие от прежней трехуровневой системы бюджетов РФ, создана четырехуровневая система бюджетов (рисунок 2), включающая: федеральный и региональный уровни, а также уровни муниципальных районов и муниципальных поселений.
В силу многоплановости проводимой реформы и охватом значительного круга решаемых вопросов, ограничимся рассмотрением только тех положений в реформировании межбюджетных отношений, которые напрямую связаны с реформированием финансовых взаимоотношений между уровнями бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Суть реформы – кто (какой орган власти) установил льготы, тот и должен обеспечить их финансирование (предоставить соответствующие субвенции). В связи с этим к новой системе межбюджетных отношений предъявляются достаточно жесткие требования по законодательно-правовому закреплению доходов и обязательств каждого уровня бюджета.
На практике давно сложилась ситуация, когда закон дает льготы определенным категориям граждан, а бюджетных средств под его реализацию нет. Отсюда - закон либо не исполняется вообще, либо исполняется не полностью.
Заключение:
Государственный бюджет – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием бюджетной системы.
Сейчас Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно – правовую базу экономическим отношениям и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включенный в нее государственный бюджет. Бюджет государства можно рассматривать с трех точек зрения: как экономическую категорию, с правовой точки зрения и в материальном смысле. Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то это экономические отношения, связанные с денежными фондами.
Для нормального существования и развития нашего государства необходимо продуманно и грамотно регулировать эти экономические отношения, а вместе с ними и движение денежных средств. Это связано с тем, что бюджет является источником финансирования многих составных частей государства. Таких как армия, культура, наука и т.д. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отрасли экономики. В итоге при помощи бюджета государство может выполнять свои функции.
В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном уровне, закрепленная в Конституции РФ и другими актами, с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Но еще осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней.
В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной системе государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надежному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства, так и его граждан.
Необходимо заметить, что конечным результатом существования любого государства, на наш взгляд, является экономическое благополучие и процветание его граждан. Надежная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.