Введение:
Некоторое время бюджет как экономическая категория не получал признания. Лишь в последние годы бюджет с позиции экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиции законодательного управления финансовой базы государства - как его финансовый план. Переход к рыночным отношениям в нашей стране ставит бюджет как один из главных инструментов государства в проведении социально-экономической политики.
Бюджетная информация помогает руководителю наблюдать за тем, как решаются задачи, стоящие перед ними и оценивать, насколько достигаются те или иные цели, установленные в планах и бюджете государственного органа.
Прежде чем рассматривать планирование и исполнение расходной части государственного бюджета в сфере социальных выплат, необходимо сначала уточнить государственные расходы.
Каково определение государственных расходов в макроэкономическом смысле для выполнения социальных проблем, стоящих перед государством? Каковы источники данных для агрегированных показателей государственных расходов? Как лучше всего составлять прогнозы расходов на краткосрочную перспективу с учетом социальных проблем?
Экономистам, занимающимся налогово-бюджетной политикой и управлением государственными финансами необходимо хорошо разбираться в том, как планируется, составляется и исполняется расходная часть бюджета.
Очень остро стоит проблема ответственности участников бюджетного процесса за неполное и несвоевременное финансирование , нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных ссуд, другие нарушения бюджетных процедур.
Глава 2:
Согласно федерального закона предусмотрены следующие компенсации и льготы гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы:
-бесплатное оказание медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно), диспансеризация, бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей), бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), бесплатное ежегодное обеспечение санаторно - курортным лечением (при наличии медицинских показаний) или получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки;
-бесплатный проезд по территории Российской Федерации на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования,
-использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачива-емого отпуска продолжительностью 14 календарных дней,
-ежемесячная выплата им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 3-х кратного размера минимальной оплаты труда,
-возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей,
-первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно - курортное (при наличии медицинских показаний с выдачей листка нетрудоспособности) или другое оздоровительное учреждение, а в случае невозможности предоставления путевки - денежная компенсация в размере ее средней стоимости (только инвалидам),
-бесплатный проезд по территории Российской Федерации на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов,
-ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 2-х кратного размера минимальной оплаты труда.
Порядок финансирования расходов, в том числе порядок ком-пенсации организациям независимо от организационно - правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с реализацией настоящего Закона в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.
Перечисление денежных средств бюджетополучателям производится на основании представленных документов в Отделение федерального казначейства .
Заключение:
При написании данной работы преследовалась следующая цель – определить значимость и верность создания относительно нового органа финансового управления государства – федерального казначейства, сформулировать основные принципы бюджетного процесса , основные направления в социальной политике государства на региональном уровне, показать на примере органов федерального казначейства роль федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской федерации в плане выполнения социальных провительственных программ.
В процессе исследования данной проблемы, выявились некоторые интересные аспекты – это принятие Бюджетного кодекса, с четким разграничением полномочий соответствующих уровней бюджетов , дальнейшее развитие межбюджетных отношений, пути совершенствования бюджетного процесса , процентное соотношение доли социальных программ в бюджете Российской федерации, переход региональных и муниципальных бюджетов на казначейскую систему исполнения.
Душевой принцип выделения дотаций сохранен, однако они выделяются на более укрупненные задачи и цели. Конкретные суммы дотаций определяются в областях. Тем самым областям возвращена часть их компетенций, которой они были лишены при создании местного самоуправления. В этой связи уместно заметить, что с принятием принципа самоуправления , администрации областей и районов оказались в двойственном, до известной степени неопределенном положении.
С одной стороны, они являются органами регионального управления, проводят и координируют деятельность бюджетополучателей в этих сферах с учетом особенностей отдельных районов и региона в целом. Для выполнения этих функций они, казалось бы, должны быть наделены средствами и правом их расходования.