Введение
Актуальность темы связана с постоянно возрастающей ролью футбола в национальной и мировой экономиках. Футбол получил огромное распространение в мире, и приобрел глобальные масштабы . Так же глобальный размах имеет экономическая деятельность – футбол стал полноценным сектором экономики. По данным финансового отчета ФИФА в 2012 году эта организация получила доход от своих операций в размере 1166 млн. долл., т.е. более миллиарда . На национальном уровне футбол так же стал крупным сектором экономики. Так, бюджет Российского Футбольного Союза (РФС) на 2013 год составил 2,7 млрд. руб. (80 млн. долл.) . Для сравнения годовой бюджет Москвы (самый крупный город РФ) – 1,6 млрд. руб. Таким образом, масштабы финансовых потоков в российском футболе уже превышают годовой бюджет крупного региона. Это ставит задачу эффективного управления этим сектором.
............
1.Современный футбол, как социально-экономический феномен
1.1.Экономическая модель футбола
Во второй половине 20 века футбол приобрел сначала социальную (в этот сектор в разных вариантах (футболисты, персонал, спортивные журналисты, болельщики, телезрители), а потом экономическую значимость.
Сегодня значимость футбола несомненна и ее трудно переоценить. Футбол находится на самой вершине иерархии современного спорта. О футболе говорят на самом высоком уровне. Так, президент РФ В.В. Путин неоднократно лично обращался к частным инвесторам с просьбой проспонсировать тот или иной футбольный клуб. Примечательно, что не в одном другом виде спорта такое не отмечалось, даже в хоккеи.
То, что «Футбол – больше чем игра», понятно уже всем. Футбол никогда и не был просто игрой команд. Игра становится результатом деятельности огромного числа людей, каждый из которых лучше или хуже, но делает своё дело: отбирает и обучает юных футболистов, строит спортивные базы, управляет футбольными клубами, организует соревнования, реализует права на трансляции матчей и т.д. Футбол стал полноценной сферой деятельности и должен рассматриваться как единство и связь различных по своей сути процессов: производства, воспроизводства, функционирования, развития, управления и использования продуктов деятельности всех тех, кто создаёт футбол...........
Заключение
В современно мире футбол стал полноценным сектором экономики, индустрией, которая развивается по законам рынка. Футбольная индустрия включает в себя не только клубы, их футболистов и руководителей. В неё также входят спонсоры, магазины и кафе вокруг стадионов, туристические и транспортные компании, СМИ, производители спортивных товаров и прочие. В современном мире сложилось две основные экономические модели организации футбольного хозяйства. Первая – нерыночная основывается на покрытии убытков от хозяйственной деятельности в футбольной индустрии за счет вливания средств из вне – из других секторов экономики (характерна для России). Вторая – рыночная основана на приоритете достижения прибыли и самоокупаемости. Задачей российского футбольного хозяйства является переход к рыночной модели.
Существует достаточно большое количество источников получения доходов в футбольной экономике. Операционный доход в индустрии футбола получают из трех основные групп источников. Первый - билеты, сезонные абонементы, премиум-места, аренда инфраструктурных объектов. .........