Современное понимание действительности неизбежно сталкивается с такими философскими проблемами как соотношение справедливости и жестокости, отношение к вере и религии, и др.
Фома Аквинский был известным, философом, теологом своего времени. Вследствие того факта, что философия представляет собой одну из древнейших наук и вместе с тем до сих пор не теряет своей актуальности, можно предположить, что и идеи отдельных философов (в нашем случае – Фомы Аквинского) также не потеряли своей актуальности и могут быть вполне применимы и в наши дни.
На основании изучения первоисточников, а именно непосредственно философско-теологических трактатов, написанных самим Фомой Аквинским, попытаемся доказать актуальность некоторых его положений в настоящее время.
Философия Фомы Аквинского относится к философии Средневековья, его жизнь пришлась на XIII век – непростое время в истории человечества.
В центре философских концепций Фомы Аквинского находятся рассуждения о проблемах взаимоотношения веры и разума, религии и науки, церкви и общества . Его учение, получившее название томизм, было достаточно распространено в свое время. Более того, следует отметить, что и в гораздо более поздний период идеи Фомы Аквинского, что называется получили «второе рождение». Имеется в виду такое философское течение, которое получило название «неотомизма» и было распространено в конце XIX века.
Понятие справедливости очень многогранное и многозначное. Более того, можно сказать, что данное понятие индивидуально определённое и тесно связанное с другой философской категорией – мораль. Поясним: каждый человек обладает собственными моральными ценностями и нравственными устоями, на которых и базируется его собственное понятие и представление о справедливости. Конечно, нельзя отрицать, что на формирование данных устоев огромное влияние оказывают самые различные факторы, по сути не зависящие от человека.
Фома Аквинский ответил на все эти вопросы и многие другие. Нет, конечно, не прямо. Но выдвинув и подтвердив пять доказательств бытия Бога, он тем самым дал надежду многим людям, укрепив их веру и подтвердив, что всё, что они делают, ради чего живут и за что страдают, не напрасно.
Подводя общий итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что представления о Боге, церкви, справедливости, и т.д., находившиеся в центре философских концепций Фомы Аквинского, Аристотеля, Платона, и др., а также во все времена занимавшие различных философов по всему миру, и в настоящее время являются одними из центральных категорий в миропознании и миропостижении.