Введение
Актуальность. Овладение ребёнком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на его деятельность и поведение. Тяжёлые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребёнком окружающей действительности.
Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
............
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей дошкольников с нарушениями речи
1.1. Понятие и виды нарушений речи
Нарушенияречи — это распад уже сложившейся речи у взрослых или нарушение ее нормального развития у детей, вызванные различными заболеваниями .
Причины речевых нарушений объединяют делятся на биологические и социально-психологические. Одна и та же причина может вызвать разные расстройства. Одна и та же причина может вызвать расстройства разной степени тяжести. Это зависит от времени появления дефекта и от его продолжительности. Наиболее вредоносное влияние эти причины оказывают в критические периоды развития речи ребенка, к которым относятся :
- от рождения до 1 года (премоторное созревание, развитие восприятия)
- от 1 до 2 лет (созревание вторичных речевых зон: зоны Брока и Вернике).
- 3 года (психологический кризис, развитие речи). Если в это время действует вредный фактор, то происходит нарушение нормального языка, а не структуры, например заикание.
.........
Заключение
Одним из условий нормального психического развития ребенка является своевременное развитие речи. Скудный словарный запас, задержка речевого общения, иные нарушения накладывают отпечаток на формирование самооценки и самосознания ребенка, что тесно связано с его личностью. Присутствие речевого дефекта оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, а также на его отношения с окружающими. В связи с особенностями личностного развития таких детей формируются специфичные особенности их взаимодействия с окружением.
В процессе изучения особенностей развития дошкольников с нарушениями речи было замечено, что недостаточная сформированность средств общения может стать главной причиной неблагополучных отношений в группе сверстников. Личность ребенка с патологией речи формируется в своеобразных условиях.
............