Введение
Актуальность исследования. Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи (Р.Бендлер, Дж. Гриндер, П.Жане, Ч. Спилбергер, З.Фрейд, В.Франкл и др.) анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
В настоящее время ряд авторов (И.В. Дубровина, A.M. Прихожан и др.) пишет о тенденции увеличения числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Эти факты свидетельствуют о необходимости профилактических средств, препятствующих формированию у детей отрицательных черт характера, развитию психосоматических заболеваний, учебных неврозов (Г.А. Арина, Т.А. Артемова, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.В.Ковалева, Н.А. Коваленко, В.Н. Касаткин, А.А. Михеева, А.С. Спиваковская и др.), снижению самооценки (Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова, Б.И.Кочубей, Е.В. Новикова, А.И. Липкина), возникновению трудностей в обучении. Особого внимания требуют дети с задержкой психического развития (ЗПР), так как они испытывают намного больше трудностей при поступлении в школу, что естественно вызывает неадекватный уровень тревожности.
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы диагностики и коррекции школьной тревожности у детей с ЗПР
1.1Понятие школьной тревожности в современной психологии
Школьная тревожность – проблема в наше время достаточно распространенная. Прежде чем рассмотреть школьную тревожность, необходимо в целом дать характеристику понятию тревога и тревожность. Хотя практикующие психологи в повседневном профессиональ¬ном общении употребляют слова «тревога» и «тревожность» как синонимы, для психологической науки эти понятия неравнознач¬ны. В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность», хотя еще полвека назад это различие было неочевид¬ным.
В самом общем смысле, согласно «Краткому психологическому словарю», тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляю¬щееся в ожидании неблагополучного развития событий. Конкре¬тизация этого определения позволяет рассматривать тревогу как неблагоприятное по своей эмоциональной окраске состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощу¬щениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий (Спилберг Ч. Д., 1983) [52,c.33]. Состояние тревоги возникает тогда, когда ин¬дивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе элементы потенциальной или актуальной угрозы, опасности, вреда.
Заключение
Оптимизировав опыт исследователей, занимавшихся рассмотрением проблемы тревожности и школьной тревожности учащихся, мы смогли отметить, что тревога - это эмоциональное состояние, возникающее человека в результате антиципации им опасности фрустрации значимых для него потребностей, прежде всего социальных. Мы отметили, что тревога выполняет несколько важнейших функций: предупреждает чело-века о возможной опасности и побуждает к поиску и конкретиза¬ции этой опасности на основе активного исследования окружаю¬щей действительности. Так же было выявлено, что тревожность представляет собой фактор, опо¬средующий поведение человека либо в конкретных, либо в широ¬ком диапазоне ситуаций.
Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений.