ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день неотъемлемой частью высококвалифицированного расследования, разбирательства в суде или в другом компетентном органе является привлечение знаний психологии. В то же время, подобные знания используются на относительно разработанном уровне только в некоторых направлениях, таких как:
– оперативно-розыскная, следственная и судебная деятельности;
– перевоспитание лиц, которые совершили преступление,
– в экспертизах, консультациях и в виде участия специалистов-психологов в юрисдикции.
В широкий круг практических задач, для решения которых применяются знания и навыки психологической науки, входят психологические аспекты гражданского судопроизводства и их разработка. Институт судебно-психологической экспертизыэто один из важных компонентов доказательственного права, который имеет большое значение в рассмотрении дел гражданского процесса.
............
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
1.1. Понятие психологической экспертизы несовершеннолетних
Понятие «несовершеннолетний» в юридическом значении, имеет различное содержание в зависимости от отрасли права, в категории социально-психологической применяется понятие «подросток». В гражданском праве различают два понятия «несовершеннолетний» (лицавозрастом от 14 до 18 лет) и «малолетний» (лица, возрастом до 14 лет). Обеим категориям не свойственна полная дееспособность, ихдееспособность называют частичной. Несовершеннолетний, который достиг 16 лет, но прошел эмансипацию, обладает полной дееспособностью.
С развитием технологий возможность получения познаний различного рода детьми в подростковом возрасте значительно увеличена, что приводит к повышенной динамике развития общества посредствам самоопределения подростка в сфере социальной принадлежности к полу и другим факторам. Именно потому, психологами за последнее десятилетие было отмечено значительное омоложение начала подросткового возраста 11—12 лет. Хотя это не повлияло на установленные рамки законодательными актами.
.............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение судебно-психологической экспертизы на практике в сфере гражданского судопроизводства, дает все новые возможности и доказывает актуальность использования достижений психологии для совершенствования правоохранительной системы.
Проведение конкретных судебно-психологических экспертиз несовершеннолетних в гражданских делах, невозможно без ориентировки в узловых вопросах предметных видов экспертизы:
– юридическое значение;
– вопросы, входящие и не входящие в компетенцию психолога;
– основные факторы, требующие исследования при определении той или иной юридически значимой способности несовершеннолетнего;
–психические и психологические явления, являющиеся главными критериями, которые влияют на судебно-психологическую оценку предмета спора.
.................