Дипломная по теме: Участие психолога в судебно-психологической экспертизе личности

Название работы: Участие психолога в судебно-психологической экспертизе личности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

105 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГА В КАЧЕСТВЕ КОНСУЛЬТАНТА, СПЕЦИАЛИСТА И ЭКСПЕРТА НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СЛЕДСТВИИ……………………………………….7

1.1. Психологическая культура как фактор повышения эффективности и гуманизации процесса расследования………………………………………..7

1.2. Использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии…………………………………………………..12

ГЛАВА 2. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ…………………………………..15

2.1. Поводы назначения судебно-психологической экспертизы………15

2.2. Методы судебно-психологической экспертизы…………………….46

ГЛАВА 3. ЛИЧНОСТЬ В ЗЕРКАЛЕ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ………………………………………………………….………55

3.1. Анализ личности жертв сексуальных преступлений……………….55

3.2. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний..74

3.3. Анализ личности несовершеннолетних преступников……………..85

3.4. Экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы………………………………………..…………………….90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....98

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..101

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………104

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования.

За последние десятилетия в нашей стране институт судебно-психологической экспертизы получил достаточное развитие. Однако возможности современной психологической науки небезграничны. Существует много вопросов, дать которым научное обоснование на сегодняшний день не представляется возможным. Исследования отечественных юридических психологов позволили на качественно ином уровне ставить и решать психологические задачи применительно к целям следственного и судебного процесса. Вместе с тем до сих пор нет четкой методики участия психолога в уголовном и гражданском делопроизводстве, Не прописан диагностический инструментарий психолога по каждому из поводов назначения судебно-психологической экспертизы.

Судебно-психологическая экспертиза – один из видов судебных экспертиз и, следовательно, одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств. Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) исследует существенные для уголовного или гражданского дела особенности психики обвиняемых, потерпевших, истцов, ответчиков и свидетелей. До сих пор вопросы психологического содержания нередко адресуются эксперту-психиатру. Между тем психиатрия, как известно, изучает патологические проявления психики. Изучение же психики здорового человека и ее непатологических отклонений – компетенция психологии

Психолог в процессе предварительного следствия может принимать участие в качестве консультанта по делу, специалиста, эксперта. Закон предусматривает участие педагога в допросе малолетних и несовершеннолетних. Эту функцию можно поручить детскому психологу — специалисту, обладающему научными знаниями в области психологии детей и подростков, владеющему профессиональными практическими навыками общения с ними. Здесь психолог может скорректировать формулировки вопросов следователя для их адекватного восприятия ребенком, дать сведения, которые следователь может использовать для оценки показаний малолетнего свидетеля. Психолог может подсказать тактику проведения допроса, помочь создать неофициальную атмосферу, сгладить возможное состояние скованности, настороженности, недоверия ребенка, преодолеть негативистскую позицию подростка, стыдливость и стеснение несовершеннолетней потерпевшей от полового посягательства. Сходные задачи решает психолог в отношении лиц с признаками умственной отсталости. Он призван способствовать установлению контакта, дифференцировать вопросы, тематику допроса с учетом особенностей познавательной сферы такого допрашиваемого. Однако, при изучении юридической психологии в вузе методическое обеспечение не рассматривает вопросов методики подготовки психологов к участию в уголовном и гражданском делопроизводстве, а ориентируется в основном на юристов. Все это и обусловило актуальность и необходимость рассмотрения роли психолога в проведении судебно-психологической экспертизы, а также методики ее проведения по различным поводам обязательного и необязательного (факультативного) назначения.

Глава 3:

Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение совершаемых им действий (20, с. 110).

Проблемы, которые разрешаются данным видом экспертизы, стояли перед правоохранительной системой в течение последних 30—35 лет. Однако наиболее актуальной эта экспертиза стала с 1 января 1997 г., в связи с введением в действие Уголовного кодекса РФ. Впервые в российском уголовном законодательстве предусмотрено освобождение от уголовной от-ветственности несовершеннолетних, если они достигли ко времени совершения общественно опасного деяния возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не могли в полной мере осознавать характер своих действий (бездействия) либо руководить ими. Практические работники правоохранительной системы по делам несовершеннолетних нередко сталкиваются с фактами, когда подросток, совершивший правонарушение, проявляет различные признаки отставания в психическом развитии. При анализе содеянного может отмечаться несоразмерность объективного содержания действий подростка субъективно поставленным целям. Например, похитив из ларька несколько ящиков с водкой, два подростка вылили эту водку из бутылок на землю, а пустые водочные бутылки пытались сдать в приемный пункт посуды. Иногда действия подростка сопровождаются излишне циничными, демонстративными выпадами. Например, в процессе кражи из магазина подростки открыли банку с джемом и с помощью этого джема сделали несколько надписей на стенах подсобного помещения. По заключению судебно-психиатрической экспертизы в большинстве случаев эти подростки признаются вменяемыми. Перед судебно-психологической экспертизой стоят задачи определения уровня интеллектуального развития и уровня развития эмоционально-волевой сферы подэкспертного, а также индивидуально-типологических особенностей личности, которые могут иметь значение при разрешении данного дела. Например, экспертиза может установить склонность подростка к фантазированию, его повышенную внушаемость и т. п. В процессе судебно-психологической экспертизы определяется, способен ли данный подросток полностью осознавать характер и значение совершенных им действий, а также регулировать свою деятельность в процессе правонарушения. Юридически значимый поступок имеет объективную (действие подследственного) и субъективную сторону

Заключение:

В результате проведенного исследования нам удалось сделать следующие выводы:

1. Исследования отечественных юридических психологов позволили на качественно ином уровне ставить и решать психологические задачи применительно к целям следственного и судебного процесса. Психолог в процессе предварительного следствия может принимать участие в качестве консультанта по делу, специалиста, эксперта.

2. Экспертному исследованию могут подвергаться только те феномены, которые определяются уровнем развития психологической науки. Одно из условий объективного заключения — научная надежность применения методов специального исследования.

Судебно-психологическая экспертиза – один из видов судебных экспертиз и, следовательно, одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств. Экспертное установление психических аномалий – необходимое условие всестороннего, полного и объективного расследования преступлений.

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) исследует существенные для уголовного или гражданского дела особенности психики обвиняемых, потерпевших, истцов, ответчиков и свидетелей. В отличие от судебно-психиатрической экспертизы СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, т.е. не патологические психические отклонения. Предметом СПЭ является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу. Объектом СПЭ является психическая деятельность здорового человека. К компетенции СПЭ относятся:

Похожие работы на данную тему