Введение
Актуальность работы. В настоящее время психотерапия приобретает новое значение в обществе, и профессия психотерапевта перестает ассоциироваться с психиатрией. Постепенно общество приходит к пониманию того, что за помощью в решении психологических проблем лучше обращаться к профессионалам-психологам или психотерапевтам. Создаются и функционируют различные центры, оказывающие психологическую и психотерапевтическую помощь, многие психологи и психотерапевты занимаются частной практикой. Расширилось количество учреждений, обучающих психологии и психотерапии, а также повышающих квалификацию специалистов-практиков. В обучении и использовании техник психотерапии можно следовать как классическим путем, так и идти по пути появившихся недавно, но стремительно развивающихся течений психотерапии.
*
*
Глава 2. Эмпирическое исследование профессиональных умений психотерапевта.
2.1. Вводный этап и методы исследования.
На прием к психотерапевту обратилась молодая женщина в возрасте 22 лет с жалобами на постоянную тревогу, прерывистый сон, внезапно появившуюся раздражительность и нервозность в поведении. Женщина заканчивает университет, работает над написанием диплома.
После проведенной беседы стала очевидной причина такого состояния: в школе студентка всегда была отличницей, получила золотую медаль и легко поступила на математический факультет. Он был выбран с учетом одновременно нескольких целей: получить красный диплом от известного в городе учебного заведения, благодаря этому диплому найти хорошую работу, удачно выйти замуж.
*
*
Заключение
Психотерапевт умеет радоваться самому процессу жизни. Удовольствие, получаемое от жизни и работы, избавляет его от необходимости постоянно мотивировать поступки и взвешивать каждый шаг в зависимости от того, что он сам даст. Поэтому психотерапевт должен быть убежден, что проявляет интерес к людям ради них самих. Ему должна быть присуща конгруэнтность, т.е. он должен использовать свои чувства в процессе консультирования, его вербальное и невербальное поведение должно быть открыто для клиента и быть последовательным; помощник должен проявлять в своем поведении подлинность. Установлению оптимального взаимодействия помогают такие характеристики психотерапевта, как способность к эмпатии, дозируемая открытость, умение сосредоточиться на конкретной проблеме и не уходить при необходимости от конфронтации. Взаимоотношения временами могут приобретать образовательный характер по типу учебного союза «учитель-ученик».