Курсовая практика по теме: Развитие социального интеллекта

Название работы: Развитие социального интеллекта

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

31 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………….….....….3

ГЛАВА 1. Понятие и функции социального интеллекта……………5

1.1. Исследование социального интеллекта зарубежными и отечественными психологами………………………………...……….5

1.2. Функции социального интеллекта……………………....………..9

ГЛАВА 2. Особенности проявления социального интеллекта

у детей младшего школьного возраста……………………...……….15

2.1. Психологические особенности личности ребенка младшего школьного возраста……………………………………..…………….15

2.2. Исследование социального интеллекта младших

школьников………………………………………………..…………..18

Заключение………………………………………..………....……...…25

Список литературы………………………….…….….….……....……27

Приложение……………………………………………………..……..28

Выдержка:

Введение:

Для полноценного формирования личности необходимо ее всестороннее развитие, в том числе способности правильно понимать поведение людей. Значение данной стороны психики с особой наглядностью обнаруживается на многочисленных примерах, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира(имеющие высокий предметно-ориентированный интеллект),оказываются беспомощными в области межличностных отношений.

Социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа "человек-человек" и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов.

Актуальность темы. Происходящие в российском обществе социально-экономические перемены обострили проблему обезличивания человека во взаимодействии с социальной средой. Разрешение этой проблемы зависит от развития способности к активной социокультурной адаптации. Усвоение системы норм отношений к миру, друг к другу определяется проявлением такого свойства личности как социальный интеллект. В свою очередь социальный интеллект представляет собой индивидуально-личностное свойство человека, которое проявляется в способности формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать своё поведение и поведение окружающих.

Работа интеллекта позволяет человеку строить разные варианты «картины мира». Критерии уровня интеллектуального развития личности связаны с тем, как человек воспринимает, понимает и объясняет действительность – от этого зависят и особенности интеллектуального овладения ситуацией, и соответственно, особенности поведения в этой ситуации.

Глава 2:

Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от мышления дошкольников. Для последнего характерным является такое качество, как непроизвольность, малая управляемость в постановке мыслительной задачи, в ее решении, они чаще и легче задумываются и над тем, что им интересно, что их увлекает. Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда это нужно, а не только тогда, когда интересно, когда нравится то, о чем нужно думать.

В психологических исследованиях отмечается различие в особенностях мышления детей одного возраста. Одни дети легче решают задачи практического характера, когда требуется использовать приемы наглядно-действенного мышления, задачи, связанные с конструированием и изготовлением изделий на уроках труда. Другим легче даются задания, связанные с необходимостью воображать и представлять какие-либо события или какие-нибудь состояния предметов и явлений, например, при написании изложений, подготовке рассказа по картинке и т. п. Третья часть детей легче рассуждает, строит условные суждения и умозаключения, что позволяет им более успешно, чем остальным детям, решать математические задачи, выводить общие правила и использовать их в конкретных случаях. Важно своевременно диагностировать специфику мышления ребенка и ориентировать учебно-воспитательную работу на развитие недостающих видов мышления и совершенствование доминирующего вида.

Полноценное умственное развитие младших школьников предполагает использование всех трех видов мышления. С помощью каждого из них у детей лучше формируются те или иные качества ума. Так, решение задач с помощью наглядно-действенного мышления позволяет развивать у учащихся начальных классов способность управлять своими поисковыми действиями, осуществлять целенаправленные (а не случайные и хаотичные) попытки решения задач. С помощью этого вида мышления решаются задачи, в которых предметы (между которыми нужно найти отношения) можно брать в руки, чтобы изменить их состояние и свойства, а также располагать в пространстве.

Работая с предметами, ребенку легче наблюдать за своими действиями по их изменению, то в этом случае и легче управлять действиями: прекращать практические попытки, если их результат не соответствует требованиям задачи, или, наоборот, заставлять себя довести попытку до конца, до получения определенного результата, а не бросать ее выполнение, не узнав результата. По имеющимся данным, с помощью наглядно-действенного мышления у детей формируется способность действовать целенаправленно, продуманно, сознательно, управляя и контролируя свои действия.

Заключение:

Развитие социального интеллекта позволяет активно обмениваться информацией. Позволяет выделять значимую информацию, это особенно важно, так как люди не только обмениваются знаниями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята и осмыслена. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию. И человек, принимающий ее, обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки, и главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Именно эти возможности могут развиваться и совершенствоваться благодаря социальному интеллекту.

Таким образом, основную роль в решении задач социально-поведенческого характера у мальчиков играет рациональный (вербальный) канал восприятия и переработки информации. У девочек важную роль играют как вербальные, так и невербальные составляющие социального интеллекта, опирающиеся на два различных канала восприятия и переработки информации: неосознанный (невербальный) канал и рациональный (вербальный).

После исследования социального интеллекта детей младшего школьного возраста мы предлагаем дополнительные факультативные занятия по развитию интеллектуальных способностей детей.

Похожие работы на данную тему