Введение:
Тема дипломной работы «Посттравматические стрессовые расстройства», несомненно, очень важная и злободневная. Потрясшие нашу страну за последние годы катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные и межрегиональные конфликты, рост на¬силия подтверждают, насколько важно оказание своевременной ква¬лифицированной помощи детям, пережившим травматический опыт.
Данные многочисленных исследований по¬казывают, что неразрешенность этого травматического опыта приво¬дит к отсроченным негативным психологическим последствиям, ко¬торые препятствуют способности ребенка реализовать себя социаль¬но, профессионально и личностно. Однако нельзя не отметить, что в настоящее время в области изучения посттравматических стрессовых расстройств у детей наметились поло¬жительные тенденции. Проводятся исследования, публикуются ста¬тьи, посвященные данной проблематике.
В настоящее время резко возросло количество антропогенных катаст¬роф и «горячих точек» в различных регионах планеты. Мир букваль¬но захлестывает эпидемия тяжких преступлений против личности. Эти ситуации характеризуются прежде всего сверхэкстремальным воздей¬ствием на психику человека, вызывая у него травматический стресс, психологические последствия которого в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой жизни или здоровью.
Интенсивность стрессогенного воздействия в ситуациях, связан¬ных с угрозой существованию человека, бывает столь велика, что лич¬ностные особенности или предшествующие невротические состояния уже не играют решающей роли в генезе ПТСР. Их наличие может спо¬собствовать его развитию, отражаться в течение жизни или клинической кар¬тине. Однако ПТСР может развиться в катастрофических обстоятель¬ствах практически у каждого человека даже при полном отсутствии явной личностной предрасположенности.
За последние десятилетия в мировой науке резко возросло коли¬чество научно-практических исследований, посвященных травмати¬ческому и посттравматическому стрессу. Можно говорить о том, что исследования в области травматического стресса и его последствий для человека выделились в самостоятельную междисциплинарную об¬ласть науки.
Глава 3:
Использование различных видов специальных двигательных и дыхательных упражнений — давно и хорошо известный спо¬соб нормализации функционального состояния. Повышение об¬щей физической подготовки, влияющей на устойчивость к воз¬никновению неблагоприятных состояний, не требует специаль¬ных доказательств. Занятия спортом, различные системы зака¬ливания, нормализация режима двигательной активности широ¬ко используются в этих целях.
В плане организации профилактических мероприятий, при¬званных предотвратить или минимизировать развития негатив¬ных стрессовых реакций, вопрос использования физических упражнений приобретает особое значение. Хорошо известен тот факт, что нарастающее эмоциональное возбуждение можно уменьшить, а иногда и ликвидировать, если человек имеет воз¬можность проделать несколько активных движений: сделать ряд интенсивных физических упражнений, пробежаться, просто походить некоторое время быстрым шагом и т. д. Исследовате¬ли полагают, что часто состояния стресса, особенно хрониче¬ского стресса, развиваются из-за недостаточной возможности человека, ведущего малоактивный образ жизни, осуществить так называемое двигательное «отреагирование» эффектов стрес¬са, которое становится возможным в случае выполнения ряда активных двигательных актов.
По данным некоторых авторов, исследующих проблемы ме¬ханизмов оздоровительного влияния физических упражнений, существуют три основных механизма профилактического и коррекционного воздействия физических нагрузок. К ним относят¬ся, механизмы, действующие непосредственно во время выпол¬нения упражнений; механизмы, действующие после выполнения упражнений в течение некоторого короткого периода; механиз¬мы длительного действия. Таким образом, оптимизирую¬щий «антистрессовый» эффект может быть как актуальным, так и пролонгированным. Экспериментальные данные, получен¬ные во время исследований, таким образом позволяют объяс¬нить, почему люди, ведущие активный, подвижный образ жиз¬ни, часто более устойчивы к стрессовым воздействиям.
Различные программы физических упражнений также могут служить хорошим дополнительным средством изменения состоя¬ния в процессе обучения приемам психологической саморегуля¬ции. Например, полезно включать в состав комплексных систем ПСР на этапе выхода из состояния релаксации специальные циклы упражнений — активизирующие упражнения общей на¬правленности, специальные программы, элементы танцевальных движений.
Наиболее стрессогонным последствям подвержена сердечно – сосудистая система. Сердечно-сосудистая система выполняет очень важ¬ную роль в деятельности всего организма, доставляя всем органам необходимые питательные вещества и ре¬гулируя, следовательно, общий обмен веществ.
При физических упражнениях повышается ударный объем сердца.
При мышечной работе в кровообращении принимают большое участие периферические кровеносные сосуды (артериальные и венозные). Вены же не обладают спо¬собностью активно изменять свой просвет. Движение крови в них зависит от функций мышц. При физической нагрузке мышцы, сокращаясь, способствуют продвиже¬нию крови по венам, в результате чего облегчается ра¬бота сердца. Для людей, страдающих пороком сердца, можно предложить несколько комплексов упражнений лечебной физкультуры, который можно самостоятельно выполнять в домашних условиях (рис. 1).