Дипломная по теме: Посттравматические стрессовые расстройства. Методы саморегуляции психических состояний

Название работы: Посттравматические стрессовые расстройства. Методы саморегуляции психических состояний

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

84 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРЕССА И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

1. 1. Стресс, стрессовое напряжение: понятие и причины

1. 2. Сущность и природа возникновения психологических нарушений и соматических расстройств

1. 3. Стресс, посттравматический стресс: соотношение понятий. Симптомы и проявления посттравматической

стрессовой ситуации

1. 4. Психоэмоциональные особенности школьника: дошкольный и младший школьный возраст

Глава II. ВЛИЯНИЕ ПСИХОТРАВМЫ НА ЛИЧНОСТЬ И ПСИХИКУ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

2. 1. Особенности психики и поведения детей, переживших психологическую травму

2. 2. Влияние стресса на возникновение инфекционных заболеваний

2. 3. Последствия психотравмирующих ситуаций у детей, подвергшимся насилию в семье. Стрессовые

нарушения у детей-жертв сексуального насилия

ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПСИХОТРАМИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ

3. 1. Особенности коррекционной работы с детьми, пережившими постстрессовую травму

3. 2. Методы саморегуляции психических состояний

3. 2. 1. Релаксация

3. 2. 2. Концентрация

3. 2. 3. Ауторегуляция дыхания

3. 2. 4. Методы профилактики стресса

3. 3. Вспомогательные средства оптимизации состояния

3. 3. 1. Музыкальные и цветомузыкальные воздействия

3. 3. 2. Приемы самомассажа

Выдержка:

Введение:

Тема дипломной работы «Посттравматические стрессовые расстройства», несомненно, очень важная и злободневная. Потрясшие нашу страну за последние годы катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные и межрегиональные конфликты, рост на¬силия подтверждают, насколько важно оказание своевременной ква¬лифицированной помощи детям, пережившим травматический опыт.

Данные многочисленных исследований по¬казывают, что неразрешенность этого травматического опыта приво¬дит к отсроченным негативным психологическим последствиям, ко¬торые препятствуют способности ребенка реализовать себя социаль¬но, профессионально и личностно. Однако нельзя не отметить, что в настоящее время в области изучения посттравматических стрессовых расстройств у детей наметились поло¬жительные тенденции. Проводятся исследования, публикуются ста¬тьи, посвященные данной проблематике.

В настоящее время резко возросло количество антропогенных катаст¬роф и «горячих точек» в различных регионах планеты. Мир букваль¬но захлестывает эпидемия тяжких преступлений против личности. Эти ситуации характеризуются прежде всего сверхэкстремальным воздей¬ствием на психику человека, вызывая у него травматический стресс, психологические последствия которого в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой жизни или здоровью.

Интенсивность стрессогенного воздействия в ситуациях, связан¬ных с угрозой существованию человека, бывает столь велика, что лич¬ностные особенности или предшествующие невротические состояния уже не играют решающей роли в генезе ПТСР. Их наличие может спо¬собствовать его развитию, отражаться в течение жизни или клинической кар¬тине. Однако ПТСР может развиться в катастрофических обстоятель¬ствах практически у каждого человека даже при полном отсутствии явной личностной предрасположенности.

За последние десятилетия в мировой науке резко возросло коли¬чество научно-практических исследований, посвященных травмати¬ческому и посттравматическому стрессу. Можно говорить о том, что исследования в области травматического стресса и его последствий для человека выделились в самостоятельную междисциплинарную об¬ласть науки.

Глава 3:

Использование различных видов специальных двигательных и дыхательных упражнений — давно и хорошо известный спо¬соб нормализации функционального состояния. Повышение об¬щей физической подготовки, влияющей на устойчивость к воз¬никновению неблагоприятных состояний, не требует специаль¬ных доказательств. Занятия спортом, различные системы зака¬ливания, нормализация режима двигательной активности широ¬ко используются в этих целях.

В плане организации профилактических мероприятий, при¬званных предотвратить или минимизировать развития негатив¬ных стрессовых реакций, вопрос использования физических упражнений приобретает особое значение. Хорошо известен тот факт, что нарастающее эмоциональное возбуждение можно уменьшить, а иногда и ликвидировать, если человек имеет воз¬можность проделать несколько активных движений: сделать ряд интенсивных физических упражнений, пробежаться, просто походить некоторое время быстрым шагом и т. д. Исследовате¬ли полагают, что часто состояния стресса, особенно хрониче¬ского стресса, развиваются из-за недостаточной возможности человека, ведущего малоактивный образ жизни, осуществить так называемое двигательное «отреагирование» эффектов стрес¬са, которое становится возможным в случае выполнения ряда активных двигательных актов.

По данным некоторых авторов, исследующих проблемы ме¬ханизмов оздоровительного влияния физических упражнений, существуют три основных механизма профилактического и коррекционного воздействия физических нагрузок. К ним относят¬ся, механизмы, действующие непосредственно во время выпол¬нения упражнений; механизмы, действующие после выполнения упражнений в течение некоторого короткого периода; механиз¬мы длительного действия. Таким образом, оптимизирую¬щий «антистрессовый» эффект может быть как актуальным, так и пролонгированным. Экспериментальные данные, получен¬ные во время исследований, таким образом позволяют объяс¬нить, почему люди, ведущие активный, подвижный образ жиз¬ни, часто более устойчивы к стрессовым воздействиям.

Различные программы физических упражнений также могут служить хорошим дополнительным средством изменения состоя¬ния в процессе обучения приемам психологической саморегуля¬ции. Например, полезно включать в состав комплексных систем ПСР на этапе выхода из состояния релаксации специальные циклы упражнений — активизирующие упражнения общей на¬правленности, специальные программы, элементы танцевальных движений.

Наиболее стрессогонным последствям подвержена сердечно – сосудистая система. Сердечно-сосудистая система выполняет очень важ¬ную роль в деятельности всего организма, доставляя всем органам необходимые питательные вещества и ре¬гулируя, следовательно, общий обмен веществ.

При физических упражнениях повышается ударный объем сердца.

При мышечной работе в кровообращении принимают большое участие периферические кровеносные сосуды (артериальные и венозные). Вены же не обладают спо¬собностью активно изменять свой просвет. Движение крови в них зависит от функций мышц. При физической нагрузке мышцы, сокращаясь, способствуют продвиже¬нию крови по венам, в результате чего облегчается ра¬бота сердца. Для людей, страдающих пороком сердца, можно предложить несколько комплексов упражнений лечебной физкультуры, который можно самостоятельно выполнять в домашних условиях (рис. 1).

Похожие работы на данную тему