ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Важность осуждаемой проблемы становится очевидной в настоящее время. Сложная геополитическая ситуация, которая сложилась в стране, обуславливает необходимость пребывания значительного числа военнослужащих в состоянии повышенной степени боевой готовности. Военнослужащие, ставшие участниками экстремальных военных ситуаций, где существование человека выходит за пределы повседневности, приобретая черты катастрофичности, запредельности, превращаются в особую группу лиц со специфической психологией, нарушающей систему и содержание интерперсональных отношений. К специфическим изменениям личности приводит интенсивный информационно-психологический стресс (И.В.Боев, 1995). Участие в травматическом стрессогенном событии, как правило, сопровождается переживанием экстремального по интенсивности дистресса – интенсивными эмоциями страха, ужаса и чувства беспомощности.
Прежде всего, к экстремальным стрессорам, действующим в зоне боевых действий, относятся, конечно же, такие реалии военной жизни, как постоянная угроза собственной жизни или возможность тяжелого ранения, необходимость применения оружия и участие в уничтожении противника, насилие по отношению к мирным жителям, зрелище жестких смертей и увечий. Кроме того, на участников боевых действий оказывают свое влияние и особенности климата, тяжелые бытовые условия, оторванность от родных и близких. Действие этих факторов может как усугублять воздействие основных экстремальных стрессоров, так и выступать в качестве самостоятельных причин восприятия человеком ситуации как травматической. И как показали исследования, для российских участников вооруженных конфликтов очень значимыми оказались травматические ситуации, связанные с проявлением в военной среде «неуставных отношений» между военнослужащими.
Стрессогенные ситуации воздействуют на психику человека и способствуют возникновении отсроченных и затяжных реакций, справиться с которыми без профессиональной помощи сам человек не может. Исследования поведения людей с посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР), проводимые в самых разных странах, отмечают их дезадаптивность: трудности в межличностных взаимоотношениях, неблагополучие в сфере семейных отношений, высокий уровень агрессивных действий, большое число самоубийств и тому подобное.
Проблема сохранения здоровья (соматического, психического, социального и профессионального) и работоспособности лиц, подвергшихся воздействию факторов экстремальной ситуации, в последнее время привлекает внимание большого числа исследователей.
Проблема изучения, диагностики и психокоррекции негативных психологических последствий, возникающих в результате воздействия комплекса стрессогенных факторов, источником которых являются различные травмирующие события военного времени, относится к числу наиболее актуальных.
Ни у кого не вызывает сомнения необходимость в диагностике постстрессовых расстройств и реабилитации больных с посттравматическими стрессовыми расстройствами. К сожалению, несмотря на всевозрастающую потребность, методическое оснащение отечественных психологов, занимающихся диагностикой и реабилитацией ПТСР, очень бедное и явно не соответствует важности проблемы. Определяя тем самым актуальность нашего исследования, мы выделяем, что объектом исследования выступают участники боевых действий.
Предмет исследования: особенности психологической поддержки участников боевых действий.
Предмет и объект исследования позволяют нам определить следующую цель исследования – изучить психологические особенности участников боевых действий, приводящих к дезадаптации, разработать программу психологической поддержки.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психологической литературы по проблеме особенностей личности, социальных взаимоотношений, адаптации, нервно-психической устойчивости участников боевых действий в мирной жизни.
2. Изучить существующие методы диагностики форм поведения и личностных особенностей, а также коррекции и психологической поддержки участников боевых действий.
3. Выделить личностные факторы дезадаптации участников боевых действий.
4. Разработать программу оказания психологической поддержки участникам боевых действий.
Поставленные нами цели, задачи, объект, предмет исследования позволяют нам сформулировать следующую гипотезу исследования: в работе практического психолога важным и необходимым является правильно подобранные методы и формы психологической поддержки участников боевых действий, что является необходимым критерием эффективности психологической работы с участниками боевых действий.
Научная значимость (новизна): состоит в том, что содержательно обозначен и обобщен теоретически и эмпирически материал в рамках проблематики исследования по изучению психологической поддержки в работе практического психолога с участниками боевых действий, выделены условия, необходимые для осуществления психологической поддержки.
Методологическая основа исследования. В основе построения психологической поддержки с людьми, пережившими травматическое, стрессогенное событие лежат принцип позитивности, принцип развития, системного подхода, детерминизма, принцип уровневого подхода к изучению человека, единства сознания и деятельности, объективности исследования, целостности, генетический принципы.
Теоретическую базу исследования составили труды в области:
- психологии стресса (Ф.Е.Василюка, Л.Пельцмана, Л.А.Пергаменщика, Г.Селье и др.);
- генеза психосоматических расстройств, при переживании стресса (З.Г.Химчан, Е.С.Калмыкова, Я.Ю.Епутаева и др.);
- феномена укорачивания жизненной перспективы при переживании стрессовой ситуации (Е.А.Миско и др.);
- воздействия стресса и травмы на индивида (В.А.Агаркова, Ю.Александровского, Я.М.Калашникова, Л.А.Китаева-Смыка, И.П.Короленко, В.Лебедева, М.А.Падука, М.М.Решетникова и др.);
- в области психотерапии и психологической помощи людям в стрессовых ситуациях (В.В.Козлова, Д.Миллера, А.М.Столяренко, А.Тараса и др.).
- концепции психологической поддержки личности на разних этапах ее развития (К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, А.С.Ткаченко и др.);
- концептуальные положения психологической поддержки личности при переживании ею кризисных ситуаций, угрожающих психологическому здоровью и нормальному развитию (Л.Я.Газман, И.В.Дубровина, Н.Н.Загрядская, И.Б.Котова, С.В.Кривцова, Е.Н.Шиянов и др.).
Кроме того, теоретическую основу исследования составили исследования в области психологии личности, действующей в экстремальных условиях (В.И.Лебедев, Л.А.Китаев-Смыка, В.И.Медведев, Ц.П.Короленко).
Методы и методики исследования:
- архивный метод.
- диагностические методы (беседа, тестирование, анкетирование).
- методы наблюдения.
- прогнозирования.
- констатирующий эксперимент.
- несуществующее животное (М.З.Дукаревич).
- Тест «Адаптивность-99» ( А.Г.Маклаков, С.В.Чермянин).
- Фрайсбургский личностный опросник (Й.Фаренберг, Х.Зарг, Р.Гампел).
- Мини-мульт тест ММРI (Ф.Б.Березин, М.П.Мирошниченков).
Базой экспериментального исследования стал отряд Специального Назначения города Армавира (10 человек) и отдел Армавирского учебного авиационного центра подготовки летного состава (истребительной авиации) (10 человек). Выборку составили 20 человек (10 человек первая экспериментальная группа и 10 человек вторая экспериментальная группа).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования знаний в области психологических особенностей воздействия стрессовых ситуаций на психику человека и разработка программы практическим психологом в процессе оказания психологической помощи и поддержки людям, переживших травматическое стрессогенное событие.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:
- подготовительный этап - определение концептуального замысла исследования, включая цели, задачи и гипотезы; этап сбора материала; поиск и изучение научных исследований, посвященных проблемам психологической помощи личности в экстремальных ситуациях;
- аналитический этап – сопоставительный анализ идей, методов и форм работы специалистов служб практической психологии по оказанию психологической помощи и поддержки личности при переживании ею экстремальных ситуаций;
- опытно-экспериментальный этап – участие в работе отдела психологической помощи Авиационного центра ПЛС (ИА), психотравмирующих событий, влияющих на военнослужащих;
- заключительный этап – оформление рукописи квалификационной работы, апробация и внедрение результатов исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 95 источников и приложений.
Практически-прикладное направление работы психолога по оказанию помощи военнослужащим включает следующие виды поддержки:
- психологическая поддержка – чаще всего связана с ситуацией снятия эмоционального напряжения;
- индивидуальная поддержка – осуществляется на всех этапах и уровнях профконсультационной работы и заключается в формировании у военнослужащих мотивационных и ценностных установок, а также коррекция необходимых качеств на основе данных углубленной психодиагностики;
- эмоциональная поддержка – содействует более спокойному оцениванию случившегося и усилению адекватности восприятия ситуации у военнослужащих;
- социально-психологическая поддержка – создание благоприятного психологического климата; определение психологических барьеров, их природы и механизмов среди военнослужащих, в случае необходимости – рекомендации по снятию и смягчению психологических барьеров; диагностика причин нарушения общения между участниками боевых действий и гражданскими лицами, рекомендации по устранению этих нарушений.
В решении всех перечисленных выше задач в рамках практически-прикладного направления деятельности психолога реализуется в разных сочетаниях четыре основные ее санкции:
- психодиагностическая;
- психокоррекционная и развивающая;
- консультативная;
- психопрофилактическая.
Основной задачей психолога является формирование межличностных взаимоотношений: между участником боевых действий и членами его семьи, между сослуживцами, между военнослужащим и гражданскими лицами.
Средством коррекции различных нарушений могут стать психотерапия, психотренинг, психологическая консультация.
Этапы психологического консультирования. Первым этапом становится сообщение психолога о возможных проблемах, с которыми уже столкнулся военнослужащий, вернувшись из зоны боевых действий. У военнослужащих, не получающих поддержки, тепла и внимания со стороны окружающих, а возможно и от членов своих семей, недостаточно удовлетворенной остается важнейшая потребность в любви и принятии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Казань, 1987.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.
3. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – Р/на Дону, 1997.
4. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психол.Журнал, - 1994.-Т.15.№1.-с- 3-18.
5. Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А., Караяни А.Г., Черкасов А.Н.Морально-психологическое обеспечение деятельности Вооруженных сил Российской Федерации. Ч. 1, 2. – М., 1997.
6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1994.
7. Боскинд Э. Энциклопедия личной безопасности. – М., 1994.
8. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М., 1996.
9. Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. – М., 1997.
10. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. психология жизненных ситуаций. – М., 1998.
11. Быик Я.Я. Психологическая саморегуляция в экстремальных условиях деятельности. – М., 1998.
12. Василюк В.Ф. Психология переживаний. – М., 1998.
13. Венгер Д.И. Психологические тесты. – М., 1999.
14. Военная психология и педагогика / Под ред. П.А.Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г.Михайловского. – М., 1998.
15. Гончаров С.В. и др. Профессиональная и медицинская реабилитация спасателей. – М., 1999.
16. Гримак Л.П. Общение с собой. – М., 1991.
17. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1987.
18. Грин Б., Вильсон Д., Минди Д. Психотерапия. – М., 1989.
19. Групповая психотерапия / Под ред. М.П. Коробейникова. – М., 1990.
20. Дьяченко В.Ф., Кандыбович Л.А.,Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. – Минск, 1985.
21. Еремина Т.И., Крюков Н.П., Логинова Ю.Ю. социально-психологическая адаптация граждан, принимавших участие в боевых действиях. – М.,2001.
22. Захарчик С.В. Формирования психологической устойчивости у воинов-десантников к влиянию факторов современного боя. Афтореф. дисс…канд. психол. наук. – М., 1993.
23. Зеленова М.Е., Лазебная Е.О., Тарабрина Н.В. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны в Афганистане //Психол. Журнал.-1997.-Т.18.-№2.-С.-34-49.
24. Ильичев А. Большая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях. – М., 1998.
25. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психотерапия. – СПб., 1998.
26. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах. – М., 1998.
27. Кардинер А. Психологические последствия воздействия боевой обстановки: краткая история изучения психологических последствий участия в боевых действиях. – М., 1997.
28. Китав-Смык Л.А. Возврвщенцы //Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. - №2(8).
29. Китав-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983.
30. Козюля В.Г. Применение теста СМОЛ (мини-мульт MMPI). – М., 1994.
31. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. – М., 1992.
32. Коржова Е.Ю. Человек болеющий: личность и социальная адаптация. – СПб., 1994.
33. Коробейников М.П. Поведение воина в опасной ситуации. – М., 1965.
34. Корчемный П.А., Елисеев А.П. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях: Курс лекций. Части I, II, III. – Новгорск, 2000.
35. Космолинский Ф.П. Экстремальный стресс при работе в экстремальных условиях.
36. Котик М.Л. Психология и безопасность.- Таллин, 1989.
37. Коупленд Н. Психология и моральное сотояние войск. //Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. – Минск, 1999.
38. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.
39. Куксова Н.А. Психологическая коррекция постреактивной личностной изменчивости у военнослужащих после сочетанной боевой травмы. Автореф. дисс…канд. психол. наук. – Ставрополь, 2003.
40. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб., 1997.
41. Лазебная Е.О. Психологические последствия психической травмы как фактор травматизации общества. Посттравматический и поствоенный стресс. Проблемы реабилитации и социальной адаптации участников чрезвычайных ситуаций: Междисциплинарный подход: Материалы конференции. – Пермь, 1998. С.24-25.
42. Лазебная Е.О. Преодоление психологических последствий военного травматического стресса участниками войны в Афганистане //Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 1999.№4.-С.186-191.
43. Лазебная Е.О., Зеленова М.Е. Военный травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий //Психологический Журнал.1999. Т.-20.-№5.-С.62-74.
44. Лазебная Е.О. Травматический психологический стресс и его последствия. Прикладная психология. №2, 2000.
45. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М., 1989.
46. Лебедев В.И. Экстремальная психология: Психологическая деятельность в технических и экологических замкнутых системах.-М.,2001.
47. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М., 1964.
48. Леонова А.Б.,Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов.- М., 1993.
49. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд., - М.,1999.
50. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,1975.
51. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. - М.,1986.
52. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. - М.,1986.
53. Магомед-Эминов М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация. Вестник МГУ. Серия 14: «Психология».- 1996.-№4. – с.26-35.
54. Маклаков А.Г. Психология экстремальных ситуаций. Минск, 1999.
55. Меерсон Ф.Э., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам.- М., 1988.
56. Мероприятия психологической реабилитации военнослужащих внутренних войск МВД России после выполнения служебно-боевых задач.- М., 1997.
57. Мощанский А.Б. Психосоциальная работа с участниками локальных боевых действий.- М., 1998.
58. Мясищев В.Н. Адаптация человека. - М., 1988.
59. Наенко Н.И. Психическая напряженность. - М., 1976.
60. Недбаева С.В.Психологические практики в образовании: виды, статус, кадры, методический инструментарий.- Ставрополь, 2000.
61. Немчин Т.А.Состояние нервно-психического напряжения. - Л., 1983.
62. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л., 1989.
63. Новиков В.С. Профессиональная обученность и психологическая подготовленность сотрудников ОВД к действиям в условиях, связанных с применением оружия. - М., 1997.
64. Организация медико-психологической реабилитации сотрудников ОВД: Методические рекомендации. - М., 1999.
65. Ответчиков А.В. Психические состояния военнослужащих в особых условиях ведения боевых действий. - М., 1991.
66. Паргачевский В.К.Диагностика посттравматических стрессовых расстройств: причины, клиника и диагностика.- Краснодар, 2000.
67. Погорелов Е.Н. Тревога как фактор развития личности (на примере преодоления экстремальных ситуаций). - М., 1999.
68. Прыгунов П.Я. Психологическая реадаптация ПТСН (посттравматических стрессовых нарушений). Автореф. дисс…канд.психол.н.- М., 2001.
69. Психические состояния: Хрестоматия /Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – СПб., 2000.
70. Психологические последствия боевой обстановки. - М., 1992.
71. Психологические проблемы деятельности в особых условиях /Под ред. Б.Ф.Ломова, Ю.М.Забродина. - М., 1985.
72. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. - М., 2001.
73. Психология /Под ред. А.А.Крылова. - М., 1999.
74. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. – Минск, 2000.
75. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. В.Д.Карвасарского. – СПб., 1998.
76. Рабочая книга практического войскового психолога: модель, алгоритм, технология эффективной профессиональной деятельности / Под ред. Л.Н.Уварова, В.Г.Михайловского. - М., 1995.
77. Рабочая книга психолога внутренних войск / Под ред. С.Ф.Кавуна.-М., 1995.
78. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999.
79. Рыбаков А.В. Страх. - М., 1990.
80. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1979.
81. Серегин А.В. Внеколлективное поведение и общественный порядок. - М., 1980.
82. Смит Мануэль Дж. Тренинг уверенности в себе. – СПб., 2000.
83. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. – Горький, 1975.
84. Средин Г.В., Волкогонов Д.А., Коробейников М.П. Человек в современной войне. - М., 1981.
85. Столяренко А.М. Психология бдительности и боевой готовности. - М., 1975.
86. Съедин С.И., Абдурахманов Р.А. психологические воздействия боевой обстановки. - М., 1992.
87. Теплов Б.М. Ум полководца. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
88. Удманцев В.К. Неспокойные души. - М., 1999.
89. Формирование групп и работа с личным составом в особых условиях. - М., 1996.
90. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
91. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1989.
92. Фромм Э. Психология человеческой деструктивности. - М., 1994.
93. Хоровица М.Дж. Стресс – ответ синдрому. - М., 1990.
94. Хохлов Н.В. Управление риском. - М., 1999.
95. Чепурной А.Г. Терроризм – наш враг. - М., 2003.
96. Черепанова М.А. Им еще снится война. - М., 2001.
97. Човдырова Г.С. Проблемы повышения психологической стрессоустойчивости личного состава системы МВД России в экстремальных условиях. - М., 1998.
98. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. - М., 1997.
99. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации //Психол. журнал. – 1996. Т.17.-№1. С.19-34.
100. Шойгу С.К. и др. Учебник спасателя. - М., 1997.
101. Щербатых Ю.Д. Психология страха. - М., 2000.
102. Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. - М., 1986.
103. Эмоциональный стресс: Физиологические и психологические реакции / Под ред. Л.Леви, В.Н.Мясищева. – Л., 1970.