Дипломная по теме: Психологическая поддержка участников боевых действий

Название работы: Психологическая поддержка участников боевых действий

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

93 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………… 3

Глава I. Психологические особенности процесса адаптации к условиям гражданской жизни участников боевых действий………………………….. 8

1.1. Психологические особенности состояния военнослужащих, участвовавших в боевых действиях………………………………….. 8

1.2. Факторы социально-психологической адаптации участников боевых действий………………………………………………………………. 19

Глава II. Психологическая поддержка как средство реабилитации участников боевых действий………………………………………………… 39

2.1. Общие понятия о психологической поддержке…………………… 39

2.2. Особенности оказания психологической поддержки участникам боевых действий………………………………………………………………. 49

Глава III. Опытно-экспериментальное исследование ………………………64

3.1. Постановка проблемы, методы и организация исследования…… 64

3.2. Анализ опытно-экспериментальных данных……………………. 66

Заключение……………………………………………………………………….. 77

Литература…………………………………………………………………………80

Приложения………………………………………………………………………. 86

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Важность осуждаемой проблемы становится очевидной в настоящее время. Сложная геополитическая ситуация, которая сложилась в стране, обуславливает необходимость пребывания значительного числа военнослужащих в состоянии повышенной степени боевой готовности. Военнослужащие, ставшие участниками экстремальных военных ситуаций, где существование человека выходит за пределы повседневности, приобретая черты катастрофичности, запредельности, превращаются в особую группу лиц со специфической психологией, нарушающей систему и содержание интерперсональных отношений. К специфическим изменениям личности приводит интенсивный информационно-психологический стресс (И.В.Боев, 1995). Участие в травматическом стрессогенном событии, как правило, сопровождается переживанием экстремального по интенсивности дистресса – интенсивными эмоциями страха, ужаса и чувства беспомощности.

Прежде всего, к экстремальным стрессорам, действующим в зоне боевых действий, относятся, конечно же, такие реалии военной жизни, как постоянная угроза собственной жизни или возможность тяжелого ранения, необходимость применения оружия и участие в уничтожении противника, насилие по отношению к мирным жителям, зрелище жестких смертей и увечий. Кроме того, на участников боевых действий оказывают свое влияние и особенности климата, тяжелые бытовые условия, оторванность от родных и близких. Действие этих факторов может как усугублять воздействие основных экстремальных стрессоров, так и выступать в качестве самостоятельных причин восприятия человеком ситуации как травматической. И как показали исследования, для российских участников вооруженных конфликтов очень значимыми оказались травматические ситуации, связанные с проявлением в военной среде «неуставных отношений» между военнослужащими.

Глава 3:

Как говорят специалисты, по закону психологического выживания положительное отношение к себе складывается из того, как общество относится к конкретному, отдельно взятому человеку, какие социальные гарантии предоставляет, как оцениваются его поступки. Механизм мужского достоинства, например, заключается в том, чтобы уметь постоять за себя, близких, а если понадобится – защитить страну. А как быть, если офицер в настоящее время зачастую не в состоянии обеспечить и защитить даже самого себя, не говоря о семье, которая тоже частица Родины?! Ведь, занимаясь частным извозом и по ночам разгружая вагоны, дабы прокормить домочадцев, имея за плечами два высших образования и множество военных заслуг, трудно сохранить чувство собственного достоинства. Отсюда-то и рождается комплекс неполноценности и вины по отношению как к своим близким, так и к самому себе, меняется личностная конструкция: резко снижается самооценка, депрессивное настроение компенсируется водкой, асоциальным контактами и поступками.

Мероприятия общей психологической поддержки должны проводиться структурами по работе с личным составом в комплексе со специальными мероприятиями психологической, медицинской и социальной реабилитации, проводимыми подготовленными психологами, медицинскими и социальными работниками.

Достойное денежное содержание, вещевое довольствие и льготы – не единственный способ помощи. Психологи общественных организаций, конечно, стараются заранее информировать военнослужащих, вернувшихся из Чечни, что их может ожидать в будущем (предупрежденный человек легче справляется с посттравматическим синдромом), в то же время для полного оздоровления и сохранения нации необходима программа психологической поддержки всех участников боевых действий, в том числе и уволенных в запас.

На сегодняшний день существуют и активно работают центры профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, которые содержат в себе комплекс психолого-педагогических и социальных мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства лиц, принимавших участие в военных событиях в Чечне, в соответствии с их желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями, а так же с учетом потребности общества в специалистах.

Заключение:

Интерес к изучению психологических особенностей личности участников боевых действий повышается одновременно с увеличением числа локальных конфликтов, антропогенных катастроф и «горячих точек» в различных регионах планеты.

Интенсивность воздействия подобных событий на психику человека оказалась столь велика, что перед практическими психологами встает проблема сохранения здоровья (соматического, психического, социального и профессионального) и работоспособности лиц, подвергшихся воздействию факторов экстремальных ситуаций.

В отечественной практической психологии обозначены общие подходы организации психологической поддержки, направленной на реализацию обсуждаемой нами проблемы. Однако комплексные исследования, объединяющие теоретические и практические аспекты только начинают появляться.

Теоретическое исследование проблем, а также полученные практические результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Проводя анализ психологической, научно-методической литературы по проблеме психологической поддержки участников боевых действий и их адаптации к нормальным условиям жизни, из-за сложности и дискуссионности подхода к ее изучению, диагностики, коррекции негативных проявлений личности следует сделать вывод, что данная проблема решается неоднозначно. Дело в том, что отечественных работ, позволяющих оценить реальный масштаб распространенности травматического опыта в России, практически нет совсем. Несмотря на всевозрастающую потребность, методическое оснащение отечественных психологов, занимающихся диагностикой и реабилитацией ПТСР, очень бедное и явно не соответствует важности проблемы.

2. Психологическая поддержка военнослужащих имеет свои особенности. Так, начальный период психологической поддержки должен быть направлен на постепенный вывод их сознания из вовлеченности в боевую ситуацию. В индивидуальных беседах с ними необходимо дать им возможность высказать все наболевшее, внимательно их выслушать, необходимо сформировать у них чувство товарищеской поддержки и уверенность, что их понимают, не допустить чувство одиночества. На следующем этапе психологической поддержки должна быть реализована в той или иной степени потребность этих людей в общественном признании, выполняемого ими долга и их общественной поддержки. Возможны различные формы работы: тематические вечера, вечера-портреты, вечера чествования героев, вечера мужества и тому подобное

Похожие работы на данную тему