Введение:
С развитием новых экономических отношений в России объекты промышленной собственности, такие как товарные знаки и знаки обслуживания, становятся все более важным элементом рыночной экономики. Законодательство в области товарных знаков призвано создавать равные условия хозяйствования для всех.
В условиях многообразия форм собственности, развития товарно-денежных отношений, необходимости насыщения рынка различными товарами, названные выше средства индивидуализации становятся неотъемлемым элементом рыночной экономики.
В этом процессе товарные знаки и знаки обслуживания, являясь связующим звеном между изготовителем и покупателем, промышленностью и торговлей, производством и потреблением, играют роль безмолвного продавца, гаранта качества продукции, непременного участка рыночных отношений.
Рыночный механизм, как известно, четко воспринимает реакцию потребителя на произведенный продукт. Потребитель либо признает, либо отвергает его.
Сопровождающие продукцию с непосредственной целью ее индивидуализировать товарные знаки и знаки обслуживания стимулируют качество товаров, служат активным средством привлечения к ним внимания покупателей, позволяют потребителям выбрать необходимые им товары.
К сожалению, за последние годы резко возрос выпуск и реализация на потребительском рынке фальсифицированной продукции, изготавливаемой чаще всего под названиями и с товарными знаками производителей популярных товаров. Согласно опубликованным данным, потери государства от недополученных доходов по налогообложению бизнеса, скрытых недобросовестными производителями, составляют десятки млрд. рублей. Только из-за потребления недоброкачественной алкогольной продукции в стране ежегодно погибает более 25 тыс. человек. Большой ущерб здоровью населения причиняют применяемые в контрафактных товарах экологически вредные продукты и материалы. Объем фальсифицированной продукции в торговой сети по разным видам составляет 10-80%, что приводит к вовлечению большей части торговой сети в преступный товарный оборот, к большему проникновению в эту сеть криминала.
Поскольку контрафактные товары реализуются по более низкой цене в сравнении с ценами на продукцию и услуги добросовестных производителей, последним все труднее выдержать конкуренцию и совершенствовать технологию производства путем освоения новых прогрессивных разработок и соответственно приходится сокращать выпуск конкурентоспособной продукции.
Сложившаяся в стране обстановка никак не способствует привлечению инвестиций, в том числе иностранных, в экономику России и созданию новых предприятий, что в свою очередь препятствует полному признанию мировым сообществом России как равноценного цивилизованного торгового партнера.
Именно этот вид правонарушений сегодня заслуживает особого внимания из-за масштабности и резко отрицательного влияния на многие серьезные стороны экономической, социальной и политической жизни нашего общества. Как утверждает президент Российской ассоциации владельцев товарных знаков Л.Е.Комаров «защита рынка от фальсифицированной продукции – дело государственной важности».
Глава 3:
В мировой практике административная ответственность за нарушение исключительного права на товарный знак не нашла широкого распространения. Практика применения мер административной ответственности к правонарушителям в условиях нашего рынка покажет степень эффективности этого решения российского законодателя. В целом можно отметить ужесточение мер ответственности за контрафакцию, что представляется оправданным в современных условиях рыночных отношений.
Действовавшее ранее законодательство хотя и запрещало подобные действия, однако не содержало эффективного механизма ответственности за допущенные нарушения. Данное обстоятельство, так же как и отсутствие надлежащего контроля со стороны государственных органов общественных организаций потребителей, наряду с действием причин экономического характера, приводило к тому, что предусмотренные законом механизмы защиты владельцев товарных знаков фактически не реализовывались на практике. Принятие Закона о товарных знаках при условии постепенной нормализации положения в стране дает надежду на наведение порядка в рассматриваемой области.
Отрадным является то, что в настоящее время, вопросам защиты исключительных прав на товарный знак уделяется огромное внимание.
Так, например, в феврале этого года в ВВЦ был организован «круглый стол» с участием патентных поверенных, предпринимателей, представителей различных силовых структур, ВУЗов и других заинтересованных лиц по вопросу «Защита товарного знака - часть комплексной защиты бизнеса». На нем обсуждались многие вопросы, в том числе обратили внимание на то, что многие российские предприниматели, особенно в сфере малого бизнеса, проявляют безграмотность в вопросах защиты товаров и товарных знаков. Так же была подчеркнута важность голографической защиты товаров и ее совершенствования. За «круглым столом» говорилось и о том, что необходимо проведения разъяснительной работы с потребителями.
Патентное ведомство также уделяет этому большое внимание, проводя различные научные семинары и конференции, привлекая специалистов в данной области, включая и иностранных.
Заключение:
В заключении своей дипломной работы хотелось бы подчеркнуть, что с переходом нашей страны к рыночной экономике коренным образом изменилось отношение к товарным знакам и знакам обслуживания.
Обозначение может считаться охраняемым товарным знаком, исключительное право на который принадлежит конкретному лицу (правообладателю) на основании его регистрации в Патентном ведомстве, или в силу международных договоров Российской Федерации. В настоящее время товарные знаки и знаки обслуживания стали наиболее популярным среди других объектов промышленной собственности, что подтверждается официальными данными Патентного ведомства.
Регистрируя товарные знаки, правообладатель приобретает исключительное право на товарный знак. Исключительное право на товарный знак (исходя из норм статьи 4 Закона о товарных знаках) включает два правомочия: правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать его использование другим лицам.
При этом отечественное законодательство, как законодательство большинства других зарубежных стран, содержит принцип обязательного использования товарного знака правообладателем. Норма пункта 3 статьи 22 Закона о товарных знаках представляет собой так называемую санкцию за неиспользование товарного знака непрерывно в течение любых трех лет. Такое сокращение срока, по мнению специалистов возможного неиспользования, безусловно, направлено на то, чтобы уменьшить количество так называемых «мертвых знаков» и стимулировать интенсивное применение зарегистрированных товарных знаков в гражданском обороте, что, в конечном счете, благотворно влияет на развитие нашей экономики.
К сожалению, неправомерное использование товарного знака или сходного с ним обозначения, а также иные действия, наносящие или способные нанести ущерб правообладателю товарного знака за последние годы достигли невиданных масштабов. Российский рынок буквально наводнен низкокачественными товарами, которые ввозятся из-за рубежа, а также производятся внутри страны мелкими частными предприятиями и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью. Действовавшее ранее законодательство хотя и запрещало подобные действия, однако не содержало эффективного механизма ответственности за допущенные нарушения. Данное обстоятельство, так же как и отсутствие надлежащего контроля со стороны государственных органов и общественных организаций потребителей наряду с действием причин экономического характера, приводило к тому, что предусмотренные законодательством меры правовой защиты правообладателей товарных знаков фактически не реализовывались на практике.