ВВЕДЕНИЕ.
В российском законодательстве есть одна заповедная зона, куда не только обычные граждане, но и юристы заходят с большой осторожностью. Эта зона – право интеллектуальной собственности.
Как отмечают видные юридические деятели современности, в настоящее время общие правила, применимые при регулировании отношений в области интеллектуальной собственности, только создаются. Действующее же законодательство является излишне усложненным. Незавершенность законодательства об интеллектуальной собственности подчеркивает и то, что до сих пор ведутся дебаты о проекте раздела Гражданского кодекса Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
И все это на фоне того, что с каждым месяцем в гражданско-правовой оборот нашей страны включатся все больше и больше объектов интеллектуальной собственности.
Поэтому, одной из ключевых проблем современной России является правовое и социально-экономическое обеспечение развития и защиты интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность быстро набирает вес, как фактор роста интеллектуального, культурного, экономического и оборонного потенциала страны.
В условиях многообразия форм собственности, развития товарно-денежных отношений, необходимости насыщения рынка различными товарами, средства индивидуализации, и в частности такой вид интеллектуальной собственности, как товарные знаки становятся неотъемлемым элементом рыночной экономики.
Рыночный механизм, как известно, четко воспринимает реакцию потребителя на произведенный продукт. Потребитель либо признает, либо отвергает его. В этом процессе товарные знаки, являясь связующим звеном между изготовителем и покупателем, промышленностью и торговлей, производством и потреблением, играют роль безмолвного продавца, непременного участка рыночных отношений.
Сопровождающие продукцию с непосредственной целью ее индивидуализировать товарные знаки стимулируют качество товаров, служат активным средством привлечения к ним внимания покупателей, позволяют потребителям выбрать необходимые им товары.
Продолжающийся процесс углубления и расширения рыночных от¬ношений в стране ведет к появлению значительного разнообразия това¬ров. В результате реализация многих видов товаров уже сталкивается с трудностями, связанными с действующими рыночными законами.
В этих условиях наблюдается повышенный интерес со стороны пред¬принимателей к товарному знаку как инструменту, позволяющему завое¬вать место на рынке, достойное качеству реализуемых изделий.
Этот интерес выражается, с одной стороны, в виде беспрецедентного количества заявок на регистрацию товарных знаков, поступающих в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а с другой стороны, в виде проблем, возникающих в результате нарастающего числа столкновений интересов владельцев известных и набирающих известность товарных знаков.
В связи с той ролью, которую эти объекты играют при реализации и продвижении товара на рынке, весьма актуальна проблема обеспечения их правовой охраны.
Итак, тема данного дипломного исследования – «Право на товарный знак и знак обслуживания и его защита».
В этой работе раскрываются некоторые особенности использования, охраны и защиты товарных знаков в условиях развива¬ющихся рыночных отношений, вопросы гражданско-правовой охраны товарных знаков в сети интернет, а также проводится сравнение норм Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» в старой и новой редакциях.
Говоря о степени проработанности данной тематики в юридической литературе различных авторов, необходимо отметить, что большинство исследований посвящены в основном авторскому праву, интеллектуальной собственности и товарным знакам в целом, фактически не уделяя внимания охране и защите товарных знаков. Правоприменительная практика только развивается, и она не безупречна. В настоящее время появились научные публикации по проблемам товарных знаков и их охране, но их явно недостаточно. К тому же юридическая литература не поспевает за изменениями в судебной практике.
Актуальность исследования данной темы, наряду с вышеназванными аспектами, подтверждает и то, что одно из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации - защита прав на интеллектуальную собственность - в общем, и товарные знаки – в частности. Государственные меры в этой области направлены на защиту от недобросовестной конкуренции, от подделок продукции и ущемления других прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Глава 1. Развитие законодательства регулирующего правовую охрану товарных знаков в Российской Федерации.
1.1. История возникновения товарного знака.
История товарных знаков уходит в века и точно зафиксировать дату появления первых товарных знаков не представляется возможным. Однако, примерно с 5000 года до нашей эры человечество начинает массовое по тем временам производство и продажу глиняной посуды. Именно на этой посуде и появились обозначения, которые в наше время классифицируются как товарные знаки. Посуда, произведенная в Китае в период царствования императора Хонг-То, была маркирована первыми (из обнаруженных к настоящему времени) отчетливыми обозначениями, которые указывали имя правящего императора и имя производителя или место производства.
Еще более широкое распространение получили товарные знаки в средние века, когда возникли первые гильдии ремесленников и купцов. Каждый ремесленник отвечал за качество производимого им товара, который должен нести на себе его клеймо (товарный знак). Часто несколько ремесленников участвовали в производстве одного продукта, например, нож производился кузнецом, который ковал лезвие, плотником, который делал рукоятку и кожевенником, изготовлявшем чехол. В этом случае каждый из них мог проставлять свое клеймо на результате своего труда.
Список использованной литературы.
Ариевич Е. Высшая патентная палата// Российская юстиция. 1998. № 8.
Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промыш¬ленной собственности: Комментарий / Пер. с франц. Н.Л. Тумановой; Под ред. М.М. Богуславского. М., 1977.
Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. Т. 26. М., 1984.
Борохович Л.Н., Монастырская А.А., Трохова М.В. Ваша интеллектуальная собственность. – СПб.: Питер. – 2001.
Горленко С.А. Недобросовестная конкуренция с использованием товарных знаков // Патенты и лицензии. - 1997. - N 5.
Городов О.А. Интеллектуальная собственность: правовые аспекты коммерческого использования // Автореферат докторской диссертации – СПб.: СПбГУ. - 1999 г.
Григорьев А. Различительная способность — главный критерий охрано¬способности товарного знака // Интеллектуальная собственность. 1994. № 5-6.
Данилова Е. О возможности признания товарных знаков общеизвестными // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность - 2001.-№4.
Интеллектуальная собственность: правовое обеспечение // Сборник АКДИ. – 2001.
Интервью с И.А. Близнецом, действительным государственным советником Российской Федерации, заместителем руководителя кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности // Законодательство. - №7. - июль 2001 г.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации под ред. О.Н. Садикова. М., 1997.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., изм. и доп. / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М.,1997.
Мельников В. "Большое путешествие" в арбитражном суде // Биз¬нес-адвокат. 1998. № 16.
Семенова А. Использовать «аспирин» позволено всем // Коммерсантъ- Daily. 1997. № 35.
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - М.: Проспект. - 1996.
Сергеев А. П. Право на фирменное наименование и товарный знак, СПб., 1995
Серегин Д.И. Недобросовестная конкуренция как правовая категория. Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2002. - С.6
Табасаева Ю., Крекель Я. Защита средств индивидуализации от незаконного использования в Интернете // Хозяйство и право. 2000. N 6.
Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации. Под редакцией А.Д. Корчагина, М., 1999.
Трофименко А. Какими нормативными актами регулировать "сетевые" отношения // Российская юстиция. - №9. - сентябрь 2000 г.
Фонарева Н. Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции // Закон. 1999. №7.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 1995.
Шестаков Д. Интеллектуальная собственность в системе российского права и законодательства // Российская юстиция. - №5. - май 2000 г.
«Юридическая основа и практика применения товарного знака, знака обслуживания и фирменного наименования», И.П. Янушкевич, М.,1999.
Список нормативных актов.
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.
Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (в ред Федерального закона от 27.12.2002 г.).
Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ. 1995. № 30.
Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // БНА. 1992. № 2-3.
Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. М., 2001.
Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. №910-р "О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 30 июля 2001 г. - №31. - Ст. 3295.
Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (утв. Роспатентом 29 ноября 1995 г.) // Российские вести. - 22, 29 февраля 1996 г.
Приказ Роспатента от 1 июня 2001 г. N 74 "Об утверждении Рекомендаций по проведению опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака в Российской Федерации" // Патенты и лицензии. - 2001 г. - №7.
Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) (по состоянию на 14 июля 1967 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1996. - №2.
Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. (с изм. От 2 октября 1979 г.). Публикация ВОИС № 260 (R). Женева, Всемирная организация интеллектуальной собственности, 1992.
Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг в целях регистрации знаков от 15 июня 1957 г. Публикация ВОИС № 292 (R). Женева, Всемирная организация интеллектуальной собственности, 1992.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Минск, 20 июля 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. - 1995 г. - №3.
Постановление Президиума ВАС РФ от 16 января 2001 г. N 1192/00 "При рассмотрении иска о запрещении использовать товарный знак, зарегистрированный на имя истца, в доменном имени страницы ответчика во Всемирной компьютерной сети Интернет и восстановлении деловой репутации истца, суд сделал неправильный вывод о том, что спорные правоотношения не подпадают под действие законодательства о товарных знаках" // Вестник ВАС РФ. 2001 г. N 5.
Вестник ВАС РФ. 1997. №10
Информационное письмо ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. № 37 (казус № 20) // Вестник ВАС РФ. 1999. № 2. СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
Информационное письмо ВАС РФ от 29 июля 1997 г. № 19 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товар¬ный знак" // Вестник ВАС РФ. 1997. № 10
Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товар¬ный знак" // Вестник ВАС РФ. 1997. № 10