Введение:
На современном этапе развития рыночной экономики, денежные средства выполняют функцию всеобщего обмена, позволяя предприятиям и организациям выплачивать заработную плату персоналу, рассчитываться с контрагентами, вы-полнять платежи в бюджет и выполнять прочие хозяйственные операции.
В условиях сокращения бюджетного финансирования, роль учета и контро-ля в обеспечении финансовыми ресурсами бюджетных организаций возрастает, обостряется проблема рационального их использования.
Главная цель дипломной работы заключается в изучении системы бухгал-терского учета бюджетной организации и контроля денежных средств. Исходя из цели, были поставлены и решены следующие задачи:
- изучен порядок документирования кассовых операций, операций на рас-четном счете, расчетов с подотчетными лицами;
- изучена теория и методология бухгалтерского учета, ревизии и аудита де-нежных средств бюджетного предприятия;
- проанализированы результаты инвентаризации денежных средств и расче-тов;
- предложены рекомендации по совершенствованию учета денежных средств на предприятии.
Предметом исследования являются организационно-экономические отно-шения, связанные с документальным оформлением и бухгалтерским учетом опе-раций с денежными средствами бюджетной организации.
Объектом исследования является Управление Пенсионного Фонда (госу-дарственное учреждение) Российской Федерации. Управление расходует государ-ственные средства, строго соблюдая целевое назначение согласно утвержденным сметам, финасово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию матери-альных ценностей и денежных средств.
Бухгалтерский учет в Управлении обеспечен систематическим контролем за ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятиями, орга-низациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и матери-альных ценностей. Организация бухгалтерского учет денежных средств играет важную роль в общей системе бухгалтерского учета и обеспечивает законность и эффективность обращения денежных средств на предприятии.
В работе изложен анализ системы бюджетного учета в ее единстве, струк-тура порядок составления бухгалтерской отчетности, излагаются правила приме-нения Плана счетов бухгалтерского учета, исполнения смет расходов. Описыва-ется аналитический и синтетический учет денежных средств и расчетов, средств целевого назначения. Охарактеризованы виды, назначение, состав бухгалтерской отчетности и принципы ее составления.
Все разделы дипломной работы содержат конкретные материалы по веде-нию учета, а также перечни основных бухгалтерских проводок. Приложен список нормативных документов.
Теоретической и методологической основой исследования послужили ис-следования труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам организа-ции учета наличных денежных средств, нормативные акты государственных ор-ганов.
Информационная база сформирована на основе годовой отчетности, пер-вичных документов, сводных регистров Управления Пенсионного Фонда Россий-ской Федерации за 2005 год.
В процессе исследования применялись следующие методы: диалектический, монографический, дедуктивный, абстрактно-логический, экономико-статистический, сравнительного анализа, индуктивный, метод сопоставления од-нородных фактов, анализ, синтез.
Глава 3:
Порядок возмещения расходов на командировки установлен инструкцией Минфина СССР от 7 апреля 1988 года № 62. Нормы расходов на возмещение ко-мандировочных расходов периодически пересматриваются Минфином России. Постановлением Правления ПФР от 29 декабря 1995 года № 190 «о нормах рас-ходов на служебные командировки» предусмотрено в исключительных случаях, с разрешения руководства ПФР возмещать командировочные расходы сверх уста-новленных норм. Постановлением Правления ПФР от 8 июня 1999 года №72 Ис-полнительному директору ПФР и управляющим региональными отделениями ПФР в пределах сумм, предусмотренных на командировочные расходы по смете, разрешено применять нормы возмещения командировочных расходов, устанавли-ваемые местными органами государственной власти.
Оплата за проживание в гостиницах производится при наличии счетов, а при их отсутствии оплата производится по установленным для этого Минфином России нормам.
Командировки работников учреждений в г. Москву могут производиться только по разрешению руководства ПФР. Авансовые отчеты должны представ-ляться не позднее трех суток после возвращения из командировки, в те же сроки возвращаются неизрасходованные суммы.
В ходе ревизии проверяется сохранность товарно-материальных ценностей и основных средств, правильность оформления документов по приходу и расходу, обоснованность их списания, своевременность и правильность проведения инвен-таризаций основных средств и товарно-материальных ценностей. Поводится вы-борочная инвентаризация основных средств и материальных ценностей, результа-ты которой оформляются актом.
Следует проверить соответствует ли приобретенное оборудование преду-смотренному в заявках. Выполняются ли при закупке товарно-материальных цен-ностей требования Указа Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 го-да № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокраще-нию бюджетных расходов при организации закупки продукции для государствен-ных нужд». Проанализировать объем освоения средств, выделенных на эти цели. Своевременно и полностью ли товарно-материальные ценности приходуются. При досрочном списании материальных ценностей установить его причины.
Необходимо также проверить правильность отнесения ценностей к основ-ным средствам , правильность оценки основных средств и материальных ценно-стей в учете, правильность оформления и отражения в учете операций по поступ-лению и выбытию основных -средств и списанию
материальных ценностей, правильность начисления и отражения в учете из-носа основных средств, правильность отражения данных о наличии и движении основных средств и материальных ценностей в бухгалтерском учете и отчетности.
Проанализировать состояние аналитического учета материальных ценно-стей, правильность составления накопительных ведомостей ф. 438, 396. Прове-рить соответствуют ли данные аналитического и синтетического учета.
Кроме того, в ходе ревизии необходимо проверить все ли материальные ценности находятся на ответственном хранении лиц, назначенных приказом руко-водителя Управления; наличие договоров о материальной ответственности. Пра-вильно ли ведется учет материальных ценностей (материально-ответственными лицами и в бухгалтерии) и оформляются документы по приемке и выдаче этих ценностей со склада; проверить правильность ведения книги складского учета ма-териалов ф. М-17.
Акт ревизии состоит из текста акта и приложений к нему, на которые име-ются ссылки в тексте акта (документы, копии документов, объяснения должност-ных и материально-ответственных лиц и т.п.)
В содержании акта ревизии ревизующие обязаны соблюдать объективность, точность используемых данных и описания выявленных фактов, ясность и гра-мотность изложения событий.
Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемой организации документами, результатами процедур фактического контроля, других ревизионных действий, объяснений должностных и материально-ответственных лиц.
Констатация фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии должна содер-жать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, когда, при каких обстоятельствах, в чем выразилось нарушение, размер документально подтвержденного ущерба.
Заключение:
В рамках дипломной работы исследована организация бухгалтерского уче-та, контроля и аудита наличных денежных средств в государственном учрежде-нии - Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ульяновской области. По результатам исследования правомерно сделать следующие выводы:
теория и методология бухгалтерского учета денежных средств представлена большим числом научных и практических работ отечественных и зарубежных ученых, описывающих последовательность операций бухгалтера по учету денеж-ных средств, их оформления;
нормативное регулирование бухгалтерского учета, контроля и аудита де-нежных средств регламентируется законом «О бухгалтерском учете», приказом Минфина РФ «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», нормативными документа-ми Центрального Банка Российской Федерации, аудиторскими стандартами, про-чими документами;
в Управлении созданы необходимые условия для правильной организации бухгалтерского учета, обеспечено неукоснительное выполнение всеми структур-ными подразделениями и службами, работниками подразделениями и службами, работниками Управления требований главного бухгалтера в части порядка оформления и сдачи бухгалтерию необходимых документов;
главным бухгалтером Управления обеспечивается контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых операций, составление в уста-новленные сроки бухгалтерской отчетности, подписываются документы, служа-щие основанием для выдачи денежных средств;
учетные работы в Управлении автоматизированы, что сокращает и умень-шает время работы бухгалтеров организации. Автоматизированная система бух-галтерского учета охватывает все регистры бухгалтерии, мобилизует всю обра-ботанную первичную документацию и при этой скорости обработки можно без серьезных ошибок получить положительный результат, даже делая некоторые корректировки;
бухгалтерская служба Управления выполняет все поставленные перед со-бой задачи. Учет организован в соответствии с действующими нормативными ак-тами. Для бухгалтерского учета Управления использует передовые формы и ме-тоды учета и обработки информации на базе широкого применения современной вычислительной техники. Осуществляется контроль за своевременным, правиль-ным оформлением документов и законностью совершаемых операций. Контроли-рует правильность, рациональность и бережность расходования средств целевым назначениям по утвержденным сметам расходов по бюджету;
в управлении осуществляется строгий контроль за рациональным и эконо-мичным использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, ведется борьба с бесхозяйственностью и расточительством, принимаются меры к свое-временному предупреждению негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявляются и мобилизируются внутрихозяйственные резервы. Ве-дется учет расходов и доходов по специальным средствам, а также операций по другим внебюджетным средствам. Также ведется формирование полной и досто-верной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности Управления. Своевременно организуется начисление заработной платы;
в отделе казначейства Управления ведется строгий учет и расчет с дебито-рами и кредиторами. Отдел участвует в проведении инвентаризации денежных средств, расчетов и материальных ценностей, своевременно и правильно отражает в учете результаты инвентаризаций. Также периодически ведется инструктивная работа с материально ответственными лицами по вопросам учета и обеспечения сохранности товарно- материальных ценностей и денежных средств, находящихся на их ответственном хранении. В установленные сроки Управление составляет финансовую отчетность и предоставляет ее соответствующим органам, обеспечив достоверность отчетов и балансов.