Введение:
Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государст-венной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъ-ектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осущест-вления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспре-делению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов са-мостоятельно в расходование средств, полученных за счет внебюджетных ис-точников.
Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам ис-полнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся федеральным казна-чейством.
Основным нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации,является Бюд-жетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-фз. Бюджет-ный кодекс регламентирует отношение между учреждениями, министерствами, ведомствами, главными распорядителями и распорядителями финансов, а так-же прочими субъектами бюджетных правоотношений, возникающих в процессе
планирования, составления и утверждения бюджетов всех уровней, формиро-вания доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов.
Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на следующие цели:
• оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствую-щих категорий работников;
• перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
• трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с законода-тельством;
• командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством;
• оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
• оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными смета-ми без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
За последнее десятилетие экономика России претерпела значительные изменения: другими стали условия хозяйствования не только коммерческих организаций, но и бюджетных учреждений. Система же бухгалтерского учета, установленная законодательством Российской Федерации, не всегда успевает за развитием экономической ситуации. В значительной степени это относится и к системе бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
С целью исправить положение Министерство финансов Российской Федерации пересмотрело некоторые составляющие системы учета исполнения смет дохо-дов и расходов бюджетных учреждений. Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от
30 декабря 1999 г. № 107н, установлен новый порядок учета предприниматель-ской деятельности бюджетных учреждений, введен новый План счетов бюд-
жетного бухгалтерского учета. Инструкцией о годовой, квартальной и месяч-ной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной роспи-сью, утвержденной приказом Минфина России от 15 июня 20002 г. № 54н, упо-рядочено формирование бухгалтерской отчетности бюджетными учреждения-ми.
Глава 3:
На современном этапе развития большое значение приобретают вопросы эффективного использования и сохранности основных средств, чему способст-вуют осуществление действенного контроля за состоянием и использованием этих объектов.
Главными задачами аудита сохранности, учета и использования основ-ных средств на предприятиях являются проверки:
• обеспечения контроля за наличием, сохранностью и техническим со-стоянием основных средств;
• правильности отнесения предметов к основным средствам, их группи-ровки по классификации, принадлежности и по характеру участия в производ-ственном процессе;
• правильности оценки основных средств в учете;
• правильности оформления и отражения в учете операций по поступле-нию и выбытию основных средств;
• правильности начисления и отражения в учете износа основных средств;
• выполнение плана ремонтов, их своевременности и качества;
• правильности и эффективности использования основных средств;
• правильности определения результатов от реализации и прочего выбы-тия основных средств;
• правильности отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.
Под общий аудит бюджетные организации, в частности Ульяновский педагогический университет, не попадают. Но они могут на добровольных на-чалах приглашать независимых аудиторов для проверки своей хозяйственно- финансовой деятельности. Внеплановые проверки в УлГПУ может проводить контрольно-ревизионное управление (КРУ), обязательные проверки деятельно-сти университета проводит Министерство образования Российской Федерации.
Источниками аудита являются:
• первичные документы на поступление, перемещение и выбытие ос-новных средств: счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты прие-ма-передачи основных средств, акты на списание основных средств;
• регистры синтетического и аналитического учета: инвентарные кар-точки учета основных средств, расчет износа основных средств, журналы орде-ра;
• договоры поставки, купли-продажи, акты оценочных комиссий;
• статистическая отчетность предприятия, годовой отчет предприятия, Главная книга, оборотно-сальдовый баланс.
При проверки необходимо помнить, что все объекты основных средств закреплены за определенными материально-ответственными лицами и сгруп-пированы по местам эксплуатации. Аудитор может проводить самостоятельную инвентаризацию основных средств или воспользоваться данными инвентариза-ций, проведенных на предприятии ранее.
При проверке правильности сумм начисленного износа основных средств работа аудитора сводится к проверке соблюдения бухгалтерией правил ежемесячного начисления износа основных средств. В ГОУ УлГПУ износ на-числяется один раз, в конце отчетного года, поэтому проверяющему необходи-мо проверить правильность ежегодного начисления износа основных средств.
Всю полученную информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, сопоставляет фактически выявленные ошибки с предварительно рассчитанными.
Заключение:
Система учета сметы расходов в бюджетных учреждениях сложилась еще во времена СССР и в отличие от бухгалтерского учета хозрасчетных орга-низаций в последние годы мало изменилась, хотя условия их хозяйствования претерпели серьезные изменения. Так, некоторые учреждения стали финанси-роваться не из одного, а из нескольких бюджетных источников; учреждения получили право заниматься предпринимательской деятельностью; появились новые виды активов (нематериальные активы), интеграция экономики России в мировое сообщество привела к необходимости применения тех методов учета, которые используются в международной практике.
В современных условиях некоторые составляющие системы учета ис-полнения сметы расходов представляются устаревшими.
Во-первых, необходимо отметить недостатки мемориально-ордерной формы бухгалтерского учета, принятой для бюджетных учреждений. Общеиз-вестно, что трудоемкость ведения бухгалтерского учета по мемориально-ордерной системе выше, чем по журнально-ордерной.
Вторая проблема, сложившаяся в бюджетном бухгалтерском учете – разделение бухгалтерской отчетности по источникам финансирования. Это правило нарушалось теми учреждениями, которые финансировались из не-скольких источников.
Третья проблема – бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ве-дется на едином балансе, – значит, нет разделения на активы, приобретенные за счет бюджетных средств и за счет внебюджетной (предпринимательской) дея-тельности. Таким образом, самостоятельно зарабатывая деньги и приобретая имущество, учреждение относит на общий баланс, а значит, фактически пере-давало его в собственность главного распорядителя финансов (федерального или иного бюджета).
Четвертая проблема – несоответствие законодательства, регламенти-рующего бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, новым условиям их хозяйственной деятельности. Так учреждения получили право заниматься предпринимательской деятельностью. Производство продукции в рамках пред-принимательской деятельности предусматривает формирование себестоимости продукции для целей налогообложения в общеустановленном порядке, но принципы бухгалтерского учета, например начисления износа основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, не соответствует принципам учета для целей налогообложения.
Инструкция № 107н, к сожалению, внесла небольшие изменения в сис-тему бухгалтерского учета. Раздельный учет по источникам финансирования изложен нечетко и вызывает массу вопросов. Данная Инструкция не привела систему бюджетного бухгалтерского учета в соответствии с новыми условиями хозяйствования, мемориально-ордерная форма учета изменений не претерпела.
В частности, в учете основных средств также существуют некоторые проблемы: