Введение:
В сложившемся в СССР едином хозяйственном комплексе его субъектами были отраслевые министерства и ведомства, крупнейшие промышленные объединения, которые хозяйничали в республиках, краях и областях. Развал СССР - государственно-политической еди¬ницы, созданной для реализации коммунистического учения в быв¬шей царской России и содействия его торжеству во всем мире, кру¬шение тоталитарных режимов в союзных с ним иных государствах, «парад суверенитетов», «невольная революция» 19-23 августа 1991 года и последовавшие за ней события, в частности подписание Феде¬ративного договора 31 марта 1992 года, привели к тому, что ситуация в России в корне изменилась: появились новые субъекты, а сила и действенность прежних субъектов свелись практически к ну¬лю. Организация государственной власти в этих субъектах не та, что была в РСФСР и СССР.
Основы организации государственной власти в субъектах Рос¬сийской Федерации определены в Конституции РФ1, ФЗ «О координации международных и внешнеэкономиче¬ских связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г.2, ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представитель¬ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г3., а также в конституциях и уставах субъектов РФ.
Анализ норм, относящихся к организации государственной вла¬сти в субъектах РФ, и практики их реализации, приводит к выводу о том, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют обра¬зуемые ими органы государственной власти, но общие принципы ор¬ганизации системы этих органов устанавливаются совместно РФ и ее субъектами (пункт 2 статьи 11, пункт «н» части 1 статьи 72 Конститу¬ции РФ).
Федеративный характер Российского государства предполагает, что государственную власть в нем осуществляют как федеральные органы, так и органы субъектов Федерации. Между этими уровнями государственной власти существует тесная связь и взаимодействие, обеспечивающие единство государственной власти в Российской Федерации. Вместе с тем для того, чтобы федерализм был реальным, а власть демократически децентрализована, необходимо предоставить субъектам Федерации возможность осуществлять государственную власть с помощью собственных органов, организация и деятельность которых отвечала бы региональным условиям и общим принципам разграничения властных полномочий между Федерацией и ее субъектами.
Создание механизма власти в субъектах РФ относится к числу вопросов, основы которых требуют закрепления на конституционном уровне - как в Конституции РФ, так и в конституциях (уставах) субъектов РФ. Естественно, что наиболее важные, общефедеральные основы организации государственной власти в субъектах РФ закрепляются Конституцией РФ, а соответствующие им конкретные системы органов власти - в конституциях (уставах) субъектов Федерации.
Актуальность выбора темы настоящей работы объясняется и тем, что правовое регулирование системы органов государственной власти федерации и субъектов Российской Федерации занимает одно из ведущих, существенных мест в науке и отрасли конституционного (государственного) и административного права России.
Целью настоящей работы является определить и комплексно охарактеризовать и проанализировать правовое регулирование системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации на конкретных примерах и федерального органа государственной власти на примере Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Глава 2:
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (в ред. от 09.06.2006) Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
Федеральное агентство по недропользованию находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Федеральное агентство по недропользованию руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а также указанным Положением.
Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия. Федеральное агентство по недропользованию осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1. осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;
2. организует:
2.1. государственное геологическое изучение недр;
2.2. экспертизу проектов геологического изучения недр;
2.3. проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр;
2.4. проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами;
2.5. проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр;
3. осуществляет:
3.1. отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов;
3.2. предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр;
3.3. выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений;
Заключение:
В заключении хотелось бы отметить, что Конституция Российской Федерации предоставила право всем субъектам Федерации самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти (ч. 1 ст. 77). Исходя из необходимости сохранения территориальной целостности Российской Федерации это право может быть реализовано в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Основы конституционного строя, закрепленные в гл. 1 Конституции, определяют устои государственного и общественного устройства Российской Федерации как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Это обязывает субъектов Российской Федерации при установлении системы органов государственной власти исходить из данных требований к природе и форме Российской Федерации. Так, в ст. 5 закреплены принципы государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.
В соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10, субъекты Российской Федерации при определении системы органов государственной власти должны обеспечивать наличие всех трех ветвей власти и гарантировать каждой из них самостоятельность.
Согласно п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции установление общих принципов организации системы органов государственной власти относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что указанный в ч. 1 ст. 77 Конституции федеральный закон об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти необходимо принимать с соблюдением соответствующих процедур согласования с субъектами Российской Федерации, установленных в Регламенте Государственной Думы.
Новым элементом в развитии федеративных отношений в России является отказ от жесткой системы подчинения федеральным органам исполнительной власти органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Компетенция между органами исполнительной власти разделена по Конституции Российской Федерации на три уровня: полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере ведения Российской Федерации; полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения; полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации вне пределов ведения Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Как показано в работе, Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.