Введение:
У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего – либо нового, необычного. Взрослые, озабоченные будущим детей, пытаются корректно направлять это стремление. Формируют и развивают их потребности от естественных (пища, сон..), материальных (одежда, жильё…), социальных (общение, деятельность..) до духовных (познание).
Психологи решили сделать актуальной сферу обучения детей – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что немаловажно для развития детей, но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.
С давних времён этими процессами занимались философы. Они считали познание, понимание, рассудок - это интеллект, способность мышления, рационального познания. В психологии интеллект - это индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной деятельности, прежде всего, к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и прочее.
Подразумевается определённый уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать всё новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций он отождествляется:
Глава 2:
В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой, что начиная с конца 60-х годов количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы; причем для более чем 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития, чаще всего имеющая церебрально- органическое происхождение. Основная часть специалистов решает эту проблему через использование в своей практике средств психологической диагностики. Цель данной диагностики – профилактика школьных трудностей, то есть оказание своевременной помощи ребенку.
При диагностике мыслительных процессов учащихся 2 класса психологом использовалось 5 заданий. Диагностика проводилась со всем классом в течение 90 минут.
Первое задание выявляло уровень развития внимания.
Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант).
Методика используется для определения объёма внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок.(5, 33)
Норма объёма внимания для детей 8-10 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.
Время работы – 5 минут.
Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычёркивать такие же буквы, как и первые.
Заключение:
Изученная проблема по развитию интеллекта младших школьников в процессе обучения математике действительно является актуальной. На основе изученного анализа был решён ряд поставленных задач:
1) изучена и проанализирована философская, психолого – педагогическая, специальная и методическая литература;
2) выявлена сущность понятия «интеллект» с различных точек зрения;
3) обобщены методические аспекты организации деятельности по развитию интеллекта на уроках математики;
4) проверена на практике методика организации по развитию интеллекта.
Изучив проблему теоретически и обобщив практическую деятельность по развитию интеллекта, пришли к выводу, что ни к чему не способных детей нет. Каждый ребенок умён и талантлив по – своему. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успеха в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей.
К окончанию начальной школы у ребёнка формируются: трудолюбие, прилежание, аккуратность, дисциплинированность. Постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения, формируется умение сдерживать и контролировать свои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, растёт настойчивость. Ученики 3-4 класса способны в результате борьбы мотивов отдавать предпочтению мотиву долженствования.
А для успешного обучения в среднем звене, для понимания и усвоения учебного материала у детей должны быть сформированы: высокий уровень внимания, высокая устойчивость внимания, достаточный объём и распределение внимания, высокий уровень восприятия и памяти и три составляющие мышления:
1) высокий уровень элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации);
2) высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
3) высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.
Такой уровень интеллектуальных способностей потребуется детям не только для учёбы в школе, с этим багажом ребёнок выйдет во взрослую жизнь, с его помощью выберет и освоит профессию.