Введение.
У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего – либо нового, необычного. Взрослые, озабоченные будущим детей, пытаются корректно направлять это стремление. Формируют и развивают их потребности от естественных (пища, сон..), материальных (одежда, жильё…), социальных (общение, деятельность..) до духовных (познание).
Психологи решили сделать актуальной сферу обучения детей – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что немаловажно для развития детей, но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.
С давних времён этими процессами занимались философы. Они считали познание, понимание, рассудок - это интеллект, способность мышления, рационального познания. В психологии интеллект - это индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной деятельности, прежде всего, к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и прочее.
Подразумевается определённый уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать всё новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций он отождествляется:
1) с системой умственных операций; 2) со стилем и стратегией решения проблем; 3) с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности; 4) с когнитивным стилем и прочее.
Основные критерии, по которым оценивается развитие интеллекта – это глубина, обобщённость и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий.
К переходу из начальной школы в среднее звено изменяется отношение к учебной деятельности. Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности, затем формируется интерес к результату своего труда: мальчик на улице впервые самостоятельно прочитал вывеску, был очень рад.
После возникновения интереса к результатам своего учебного труда у первоклассников формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение учителя, взрослого, подчеркивание даже небольшого успеха, продвижения вперед.
В целом, за время периода обучения ребёнка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; у него должны быть сформированы основные компоненты учебной деятельности; кроме этого, должен сформироваться качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Однако очень многие преподаватели начальной школы видят свою работу только в том, чтобы дать учащимся первые представления и понятия в области языка, математики, природоведения.
На самом же деле работа должна быть гораздо серьёзнее и глубже. В начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать. Развитием этих качеств необходимо начинать заниматься как можно раньше. Сравнивать и сопоставлять предметы, складывать разные картинки и геометрические фигуры, искать аналоги, составлять симметричные композиции должны учить ребят не только преподаватели начального звена, но и родители. Уже в начальной школе учащиеся должны овладеть элементами логических действий сравнения, классификации, в частности операций выделения признаков предметов.
Таким образом, проблема «Развитие интеллекта младших школьников в процессе обучения математики» актуальна.
Цель исследования: изучить теоретически и проверить на практике методические аспекты организации деятельности по развитию интеллекта младших школьников в процессе обучения математике.
Объектом исследования является процесс обучения математике младших школьников.
Предметом выступает развитие интеллекта младших школьников в процессе обучения математике.
Задачи:
1) изучить и проанализировать философскую, психолого-педагогическую, специальную, методическую литературу;
2) выявить сущность понятия «интеллект» с различных точек зрения;
3) обобщить методические аспекты организации деятельности по развитию интеллекта на уроках математики;
4) проверить на практике методику организации деятельности по развитию интеллекта.
В истории философии понятие интеллект встречается, главным образом, в идеалистических системах для обозначения «чистой», активной силы мышления, принципиально отличающейся своим творческим характером от пассивных чувственных форм познания. Эта сила, или способность, трактовалась как исключительная особенность, характеризующая разумное существо, человека. В идеалистических системах психологии интеллект, как особая разумная способность, обычно противопоставлялся двум другим силам души – чувству и воле. В домарксистской философии проблема интеллекта играла важную роль, поскольку с понятием интеллекта связывались сущность и специфика человека.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаём посредством абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами (портфель, ботинки).
Признаки предмета могут быть существенными и несущественными. Ещё раз подчеркнём, что в понятиях отражается совокупность существенных признаков, то есть таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.
Библиографический список
1.Аванесов В.С. Тесты в социалистическом исследовании. – М.,1982.
2. Асмус В.Ф. Очерки истории диалектики в новой философии. – М.; Л., 1929.
3. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. – М., 1986
4. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2кн.: Пер. с англ./ Под ред.К.М. Гуревича, В.И.Лубовского. – М., 1982. – Кн. 1-2.
5. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2000.
6. Басов М.Я. Методики психологических наблюдений над детьми. М.; Л., 1928.
7. Бергсон А. Материя и память СПб., 1911.
8. Брейлер Э. Аутистическое мышление. – Одесса, 1927.
9. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. – М., 1967.
10. Введенский А.И. Психология без всякой метафизики. – П Г., 1917.
11. Вергелес Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие к спецкурсу / Под ред. А.И. Раева. – л., 1989.
12.Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. – М., 1962.
13. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения – Собрание сочинений, т. 1, М., 1982.
14. Гальперин П.Я. Психология мышления и теория поэтапного формирования умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. – М., 1966.
15. Геззел А. Умственное развитие ребенка - М., Л., 1930.
16. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М., 1989.
17. Голубева О.А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии. – 1986.
18. Григоренко Е.Л., Рутман Э.М. Диагностика готовности к школе по показателям устойчивости внимания // Вестник МГУ (серия 14). – 1990.
19.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития / Под редакцией Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1981.
20. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. К учебному комплекту М.И. Моро – М.: Вако, 2005.
21. Журнал. Начальная школа №8, 1993.
22. Журнал. Начальная школа №7-8, 1992.
23. Журнал. Начальная школа № 7, 1993.
24. Журнал. Начальная школа №7,1990.
25. Журнал. Начальная школа №5, 1997.
26. Журнал. Начальная школа №12, 1997.
27. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. – М., 1976.
28.Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М.: Академа, 2000.
29. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986.
30. Кюльпе О. Современная психология мышления.Новые идеи в философии Пг., 1916.
31.Леви – Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1930.
32. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. – Труды Психологической академии коммунистического воспитания, 1930, вып. 5.
33. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М., 1989.
34.Методы изучения и диагностики психического развития ребенка д ред. Н.И. Непомнящей. –М., 1975.
35. Моро М.И. Математика. Учебник для 2 класса нач. шк. В2 частях. –М.: Просвещение, 2004.
36. Научно методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1988.
37. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1989.
38. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987.
39. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996.
40. Программа изучения психологических особенностей детей 6-10 лет и организация индивидуального подхода к ребенку. Сост. А.И. Оботурова. – Сыктывкар, 1991.
41. Психологический словарь, Академия Педагогических наук РСФСР. – М., 2000, с.464.
42. Пиаже Ж. Мышление и речь ребенка. – М., Л., 1932.
43. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.
44. Рабочая книга школьного психолога / Под редакцией И.В. Дубровиной. – М., 1987.
45.Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. – Санкт Петербург, 1998.
46. Рибо Т. Психология внимания. Пб., 1992.
47. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным учащимся. – М., 1961.
48.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М., 1983.
49. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления. – Ярославль: Академия развития, 1996.
50. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль: Академия развития, 1996.
51. Философский словарь. Политиздат. – М., 1991, с. 430.
52. Философская энциклопедия / Под ред. Ф.В. Константинова. – М., 1962, С.285.
53. Я иду на урок в начальную школу. Математика. Книга 2: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.