Введение:
Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных ученых Немов Р.С., Бадмаев Б. и так далее. Однако в практической работе учителей начальной школы сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны. Как известно, способности, в том числе и познавательных, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.
По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. По данным психических исследований наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения. Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникает и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте. Далее темпы умственного развития учащихся замедляется, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения. Школьные уроки нацелены на прохождение программы, а не на развитие познавательных способностей детей [24; с.214].Отсутствие познавательных способностей проявляется в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т.п.
Глава 2:
В развитии младших школьников большую роль играют задачи и учебные задания, которые изложены в §1, формирующие комбинаторный стиль мышления, характерная черта которого – целенаправленный перебор определенным образом ограниченного круга возможностей при поиске решения. Решение задач такого вида предполагают фиксацию всего множества найденных решений, которые сначала могут быть найдены в ходе практического перебора всех возможных случаев, а затем уже мышлению с использованием различных форм записи, включая и использование символов. Число используемых в задание объектов, не велико, так как это дает возможность более глубокого осмысления характера отыскиваемых соединений и закономерности при поиске решений.
При проведении эксперимента необходимо отобрать задания различные по своим познавательным целям, но составляющих взаимосвязанные этапы самостоятельного «открытия» вводимых математических понятий и закономерностей;
- задания, в процессе выполнения которых дети учатся наблюдать, подмечать сходства и различия, замечать изменения и их характер и на этой основе делать выводы в форме преумножения, т.е. выдвигать гипотезы;
- задания, направленные на проверку выдвинутой гипотезы, при выполнении которых учащиеся убеждаются в правильности и практической значимости полученных ранее результатов. Например: использование свойств сложения.
- задания, ставящие цель найти область применения «открытых» знаний, что поможет учащимся свободнее ориентироваться в простейших математических закономерностях окружающего их мира и использовать полученные математические знания на практике.
После того, как выбраны задания и поставлена цель эксперимента. Эксперимент состоит из трех этапов:
- констатирующий;
- формирующий;
- итоговый.
Эксперимент лучше всего проводить два раза в неделю в течение двух месяцев. Урок математики проводится вторым уроком и задания даются после изучения новой темы. В течение 15 минут учащиеся выполняют задания.
Цель констатирующего эксперимента – выявить существующий на определенный период уровень знаний учащихся.
При изучении нового материала можно провести логически задачи:
1. Нахождение закономерностей – 22, 25, 28…
-5, 15, ….., 35
-5, 7, 35, 6, 8,48, …, …
2. Словесно-логические задачи
Через 5 лет Коле будет столько же лет, сколько сейчас Маше. Кто младше?
На этом этапе закрепления предлагаются задачи на сообразительность:
а) Трое играли в шашки. Всего сыграли 3 партии. Сколько партий сыграл каждый?
На протяжении некоторого времени (например, неделя, 2 недели) уроки математики проводятся с использованием определенных заданий для развития познавательных способностей – это цель формирующего эксперимента.
Заключение:
Современные условия учения требуют от школы фундаментализации образования: выделение главного в предмете и формирования обобщающих умений, опирающихся на эту суть. Решение основных задач, поставленных перед школой: углубленного изучения предметов и ликвидации перегрузки. Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказка – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце пребывание на уроке радостным. Формирование познавательной деятельности не самоцель. Цель учителя – воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Одна из возможностей формирования творческого мышления учащихся – развитие их познавательных способностей. Существенным педагогическим средством, направленным на развитие внутренней потребности интеллектуального роста, является использование познавательных заданий. Задача учителя в том, чтобы при помощи познавательных заданий предусмотреть ход мыслительной деятельности учащихся, который привел бы их к самостоятельным выводам, обобщениям и открытиям. Содержание учебной деятельности – это теоретические знания, а её результат – интеллектуальное развитие ученика, овладение умением теоретически мыслить при помощи их знаний и формирование способности самостоятельно и уверенно ориентироваться в научных и практических вопросах.
Необходимо применять нестандартную форму уроков: уроки - путешествия, уроки-сказки, уроки- КВН, уроки «Брейн-ринг». Продуктивным считается метод чередования задач, решаемых разными способами, сопоставление задач, различные преобразования, приводящие к упрощению и усложнению. Создание проблемных ситуаций, ориентирующих учащихся на поиск . в результате ученик выступает в роли исследователя, открывая для себя новые знания. Развитие познавательных способностей у учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих