ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Проблему формирования интереса к уче¬нию исследовали Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, С.Л.Рубинштейн, В.А. Крутецкий, Н.А. Менчинская Д.Б. Эльконин, Г.И.Щукина, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, К.П. Ягодовский, Д.И. Трайтал, С.П. Баранов, и др. Из общей проблемы интереса был выделен «познавательный ин¬терес». (А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, Л.И. Божович и др.).
Исследовались разные стороны и подходы к решению проблемы познавательных интересов. Л. С. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев и др. познавательный интерес связы¬вают с удовлетворением потребности в знаниях. По их мнению, интерес возни¬кает на основе потребностей, но не сводится к ним. Л.И. Божович, В.А. Крутецкий, В.А. Сухомлинский и другие, указывают, что под влиянием познаватель¬ного интереса деятельность сознания становится более продуктивной.
И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова отводят познавательным интересам огромную роль в развитии самостоятельной познавательной дея¬тельности. По мнению И.Я. Лернера, М.И. Махмутова стремление развить у де¬тей познавательный интерес способствует росту творческого мастерства учите¬ля (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.). М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков считают, что развитию устойчивых познавательных интересов способству¬ют такие формы обучения как читательские конференции, школьные олимпиа¬ды, конкурсы.
Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов доказали, что познавательные интересы не могут возникнуть иначе, как только в деятельности. В свою очередь познавательный интерес является мотивом, стимулом умственной деятельности (М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский), а Г.И. Щукина считает, что не только ум¬ственной, но всякой деятельности: «интерес - важнейший побудитель любой деятельности, его можно считать изначальной формой субъективных проявле¬ний, поскольку он выражает избирательный характер и деятельности, и пред¬метов, и явлений окружающей действительности» (52, с.19).
Глубокую связь познавательного интереса и практической трудовой деятельности выявили П.Р.Атутов, А.Ф. Ахматов, Д.А. Сергиенко и др. Заир-Бек Е.С. установила, что важным фактором развития познавательного интереса является взаимосвязь различных видов деятельности. Можно также считать установленным, что ин¬терес к познавательной деятельности резко снижает утомляемость школьников.
Г.И. Щукина, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова считают, что познавательный интерес имеет «поисковый» характер. Инициатива поиска и самостоятельность в добывании знаний, выдвижение и постановка познавательных задач являют¬ся самыми характерными проявлениями познавательного интереса.
Школа не в состоянии вооружить молодого человека всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний - велики. Поэтому главная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.
Все сказанное выше говорит об актуальности темы нашего исследования: «Познавательный интерес как средство формирования мотивов учения младших школьников».
Объект исследования – познавательный интерес.
Предмет исследования – познавательный интерес как средство формирования мотивов учения младших школьников.
Цель исследования: изучение познавательного процесса как средства формирования мотивов учения младших школьников.
Гипотеза исследования: познавательный интерес как средство формирования мотивов учения младших школьников будет эффективным при условии активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развития самостоятельности школьников.
Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования нами поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрение проблемы познавательного интереса в зарубежной и отечественной педагогике и психологии.
2. Изучение познавательного интереса в системе мотивов учения младших школьников.
3. Выявление педагогических условий, способствующих формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся начальных классов.
4. Рассмотрение уровней и критериев сформированности познавательного интереса.
5. Экспериментальное изучение познавательного интереса и мотивов учения младших школьников.
6. Анализ результатов исследования и формулировка выводов.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений гипотезы исследования нами применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы, включающей в себя анкетирование; сравнение и обобщение полученных данных, их количественно-качественная обработка.
База исследования: МОУ СОШ № 2 г. Борисоглебска.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении теоретического материала по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе экспериментальной работы выводы могут быть полезны учителям начальных классов по развитию познавательного интереса как одного из средств формирования мотивов учения младших школьников.
Обоснованность и достоверность результатов, адекватных цели, предмету, задачам и методам, обеспечены сочетанием теоретического анализа проблемы с практикой.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографии и приложения.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРСА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Характеристика испытуемых и методики исследования
В качестве испытуемых были взяты ученики МОУ СОШ № 2 г. Борисоглебска. Общее число испытуемых составило 23 человека. Исследование проводилось в 3 классе. Возраст детей 9-10 лет.
Нами были использованы традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя, методики: методика "Мотивы учебной деятельности", «Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы (1-4 кл.)» Н.Г. Аускановой, а также "Методика выбора любимых занятий на уроке" М.В.Матюхиной. Рассмотрим кратко содержание каждой из них.
I. Методика "Мотивы учебной деятельности".
Цель ее - выявить преобладающие мотивы учения у испытуемых. Детям предлагается готовый перечень мотивов. По тому, какой вариант ответа выбирает испытуемый, можно судить о преобладающем у него мотиве учения.
Инструкция:
Напиши фамилию, имя.
Прочитай все пункты от 1 до 9. Подчеркни то, что соответствует твоим желаниям и интересам (сделай два выбора).
1. Учусь, так как на уроке интересно (познавательный мотив).
2. Учусь, так как заставляют родители (мотив избегания неприятностей).
3. Учусь, так как хочу больше знать (познавательный мотив).
4. Учусь, чтобы потом хорошо работать (мотив самоопределения).
5. Учусь, чтобы доставить радость родителям (мотив благополучия).
6. Учусь, чтобы не отставать от товарищей (мотив престижа).
7. Учусь, так как нравиться учиться (узко-познавательный мотив).
8.Учусь, так как хочу быть культурным человеком (мотив самосовершенствования).
9. Учусь, чтобы не опозорить класс (мотив избегания неприятностей).
II. Для оценки уровня школьной мотивации применялась «Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы (1-4 кл.)» автор Аусканова Н.Г. Было отобрано 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
2. АсеевВ.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М: Мысль,1976.
3. Ахметгалиев А. Мотивация деятельности на уроках. - М., 1996.
4. Бабанский Ю.К., Журавлев В.Н., Розов В.К. и др. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.Н. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988.-239 с.
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977.-254 с.
6. Байдельнова Г.К. Формирование познавательных интересов у школьников. Алма-Ата, 1996.
7. Баранова Е.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб, 2005. – 128 с.
8. Барышникова Г.Б. Развитие интереса к природе как важное условие экологического воспитания младших школьников // Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования: Материалы конф. «Чтения Ушинского» пед. фак. ЯГПУ. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, C. 25-28.
9. Бердина С.А. Применение технологии витагенного обучения в воспитании познавательного интереса у учащихся к математике. // Школ. технологии. - 2003. - № 2. - C. 139-141.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
11. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М., 1985.
12. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М.: Прогресс, 1990.
13. Вилюс В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990.
14. Волкова Е..И., Столярова Н.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики. М., 1995.
15. Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //Начальная школа, 1992. - №9, С. -10-15.
16. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под ред. Д.К. Гилева. - Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 1970. - 142 с.
17. Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.
18. Ворновская Н.И. Организация внеурочного воспитательного пространства как условие формирования познавательных интересов младших школьников. // Актуальные проблемы профессионально- педагогического образования. - Калининград: Изд- во КГУ. - 2002. - Вып. 13. - C. 73- 75.
19. Воспитание интереса учащихся начальных классов к учебным предметам. УФА: 1985. – 83 с.
20. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967. - 91 с.
21. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
22. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с.
23. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М., 1988
24. Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся. М.: Владос, 1996.
25. Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания. – М., 1989.
26. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретиче-ского и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
27. Дусавицкий А. К. Формула интереса. – М., 1989. – 198 с.
28. Изучение личности школьника учителем /Под ред. Васильевой З.И., Ахаян Т.В. и др.– М.: Педагогика, 1991.
29. Ильин В.С. Проблемы формирования потребности в знании у школьников. М., 1971.
30. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации //Вопросы психологии, 1984, №4. – С. 34-38.
31. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. – 232 с.
32. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. – М., 1990.
33. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические со-чинения. - М.: Педагогика, 1982. - т. 1. - с. 242-476.
34. Кухарев Н. В. Формирование познавательных интересов (методические рекомендации). - Гомель, 1983.
35. Левенберг Л.Ш., Ибрагимов Р.А. Активизация познавательной деятельности младших школьников. - Ташкент, 1991.
36. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1983. - т. 2. - 320 с.
37. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. –Издательство МГУ, 1971.
38. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение, 1983. С. 5 – 79.
39. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М: Просвещение, 1990.
40. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. – М.: Педагогика, 1983.
41. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1975. – 367 с.
42. МенчинскаяМ.А. Приёмы самоуправления познавательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. – М, 1978.
43. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1979.-47с.
44. Мильруд Р. Диагностика стойких познавательных трудностей у младших школьников // Вопросы психологии. – 2001. - №3. – С.117-120.
45. Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. - М.: Педагогика, 1975. - 440с.
46. Осипова М.Н. Активизация познавательной деятельности младших школьников. - М., 1987.
47. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. - М.-Нальчик, 1996.
48. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
49. Погорелова Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе: Учебное пособие. - Свердловск: Свердловский пед. ин-т, 1983. - 56 с.
50. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
51. Развитие творческой активности школьников / Под ред.А.М.Матюшкин, И.С.Аверина, Г.Д.Чистякова и др. – М.: Педагогика, 1991.
52. Редковец И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования. – Волгоград, 1997.
53. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. – М., 1990.
54. Смирнов В.А.., Смирнова И.М. Активизация деятельности учащихся. М., 1992.
55. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1971.
56. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 172 с.
57. Толстой Л.Н. О воспитании // Избр. пед. соч. – М., 1990.
58. Трайтак Д.И. Формирование познавательного интереса учащихся к ботанике. - М.: Педагогика, 1975. - 72 с.
59. Ушинский К. Д. Детский мир/ Педагогические сочинения. - М.: Педа-гогика, 1989. - т. 3. - с. 501.
60. Ушинский К.Д. Родное слово: Для детей младшего возраста / Педагогич. соч. - М.: Педагогика, 1989. - т. 4. - с. 90-359.
61. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для учащихся / Педагогич. соч. -М.: Педагогика, 1989. - т. 4. - с. 23-89.
62. Финкельштейн В.М. Заинтересовать учеников. М., 1993.
63. Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979.
64. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982.-208 с.
65. Щукина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности уча-щихся. - М.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. - 170 с.
66. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познаватель-ных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - 203 с.
67. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1991.
68. Якобсон М.П. Психологические проблемы мотивации поведения. –М., 1969.