Введение:
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.
Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
Многие исследователи приходят к выводу, что сегодня в школе и у нас, и за рубежом ослабевает интерес учащихся к процессу обучения. Психологи объясняют эту тенденцию отставанием роста уровня технологии в школьном процессе в сравнении с общим (мировым) ростом уровня технологии. Поэтому большую роль отводят поиску средств и способов преодоления этого негативного процесса – падения интереса к обучению.
Практика обучения требует постоянного повышения качества педагогического процесса. В этой связи в науке и практике существует много подходов и рекомендаций. Одним из направлений является технологизация педагогического процесса. Если проследить историю технологизации в мировом педагогическом опыте, то можно заметить, что 15-20 лет назад технологические понятия почти не использовались в отечественной педагогике. Лишь исследователи Т.А. Ильина и М.С. Кларин обращались к вопросам педагогических технологий, анализируя зарубежный опыт. Представителей традиционной педагогики пугал производственный термин «технология». Ведь под технологией понимались процессы, при которых происходило изменение объекта. Если выполнялись все условия технологии, то гарантировался результат. Но педагоги не видели переноса этой категории на педагогические явления.
А ведь технологические идеи не так уж и новы. Мысль о технологизации процесса обучения высказал еще Я.А. Коменский 400 лет назад. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», то есть таким, что все, чему учат, не могло иметь успеха. Таким образом, - сформулирована важнейшая идея технологий – гарантированность результата.
Глава 2:
Конкретными задачами начального обучения являются:
1. Вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками. Знания, которые получают учащиеся в начальных классах, помогают им ориентироваться в окружающей действительности, и приобретение их необходимо учащимся в дальнейшем для овладения систематическим курсом знаний (14; 18).
2. Обучение учащихся умению учится, развитие у них познавательных способностей, формирование учебной деятельности. Научить учащихся учиться русский педагог К.Д.Ушинский рассматривал как основное назначение начальных классов, он утверждал о том, что дитя выучивается учиться под руководством наставника, а это в первоначальном обучении важнее самого учения; сначала нужно «выучить ребёнка учиться, а потом уже поручить это дело ему самому». И сегодня основной и специфической задачей обучения в начальных классах продолжает оставаться вооружение учиться общими умениями учиться, научение учащихся «искусству учения», формирование у них учебной деятельности как особой формы социальной деятельности, имеющей свои задачи и способы. Овладение учащимися умением учиться, умением выполнять учебную деятельность обеспечивает повышение развивающей роли обучения.
3. Формирование у детей интереса и желания учиться, положительных мотивов учения. Это важно и необходимо, во-первых, потому, что от того, как ребёнок относится к той или иной деятельности, насколько он заинтересован предметом деятельности, зависят характер протекания и качество результатов деятельности; во-вторых, наличие у детей интереса, охоты и любви к учебному труду служит верным залогом, предпосылкой дальнейшей духовной самостоятельности и самообразования учащихся. В ходе вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, развития у них желания учиться происходит формирование личности школьника: его взглядов, чувств, поведения (14; 19).
Учебная и трудовая деятельность в своих развитых формах складывается за пределами дошкольного возраста. Учебная деятельность является ведущей у детей школьного возраста. Подготовка к систематическому учению - одна из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Эта подготовка осуществляется главным образом в игре и продуктивных видах деятельности. Однако наряду с этим взрослые выдвигают перед детьми задания собственно учебного и трудового характе¬ра, постепенно добиваясь того, чтобы дети, выполняя такие за¬дания, усваивали и определенные психические действия, необ¬ходимые для учебной и трудовой деятельности.
Оценивая развитие элементов учения и труда в дошкольном детстве, необходимо не упускать из вида, что смысл деятельно¬сти для взрослого, организующего ее, и для ребенка часто ока¬зывается разным. То, что ребенок усваивает определенные зна¬ния и навыки в процессе обучения, выполняет обязанности дежурного или сажает цветы, еще не дает оснований для вывода о том, что у него сложилась (даже в элементарных формах) учеб¬ная и трудовая деятельность. До известного момента дети руко¬водствуются интересом к самому процессу действия, желанием быть похожими на взрослых, заслужить одобрение взрослого, не осознавая того значения, которое имеют полученные знания или умения. А такое осознание является необходимым условием сис¬тематического учения и труда. Сознательное выполнение учеб¬ных и трудовых действий только начинает складываться в дош¬кольном возрасте.
Заключение:
Существенным компонентом познаватель¬ной деятельности шестилетних детей явля¬ется игра. Стремление к игре, интерес к игровым ситуациям на уроке, увлеченность игровым сюжетом — это закономерное явление, обусловленное психологической потребностью детей этого возраста.
Вместе с тем при использовании игровых ситуаций важно учесть одну особенность: игра как метод обучения существенно отличается от игры вообще. Игровая форма деятельности детей на уроке должна сочетаться с познавательным содержанием, представляющим собой учебную задачу и предполагающим ее решением. Придание игровой формы учебному заданию позволяет учесть возрастные особенности детей и достичь учебной цели.
Как только семилетний ребенок вошел в класс, он уже школьник. С этого времени игра постепенно теряет главенст¬вующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника ста¬новится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Процесс такой перестройки имеет несколько этапов.
Особенно отчетливо выделяется этап первоначального вхож¬дения ребенка в новые условия школьной жизни. Большинство детей психологически подготовлёны к этому. Они с радостью идут в школу, ожидая встретить здесь что-то необычное по сравнению с домом и детским садом. Эта внутренняя позиция ребенка важна в двух отношениях. Прежде всего, предчувствие и желанность новизны школьной жизни помогают ребенку бы¬стро принять требования учителя, касающиеся правил поведе¬ния в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня. Эти требования воспринимаются ребенком как общественно значимые и неизбежные.
Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое пе¬реходное состояние, данный возраст богат скрытыми возмож¬ностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать.