Введение
Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности в мире и обществе требуют от человека активизации интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, сочетания глубоких базовых теоретических знаний и компетентностей. В связи с актуальностью этих проблем для общества, возрастает потребность в новых исследованиях особенностей и условий развития мышления современного школьника.
В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо из психических процессов. В младшем школьном возрасте особую значимость приобретает развитие мышления, так как оно находится на переломном этапе развития: совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. В целом, мышление младшего школьника – это обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира [5], [27], [30].
Современной личности необходимо развивать самостоятельное, гибкое, конструктивное мышление, сохранять и совершенствовать его активность, критичность, продуктивность. Пути достижения этой цели разнообразны. Один из них предполагает формирование у личности на самых ранних возрастных этапах высокого уровня познавательной активности в решении различного типа задач: типовых, нетиповых, стандартных, нестандартных, проблемных, практикоориентрованных, конвергентных, дивергентных и др.
Познавательная активность личности - значимый фактор развития мышления [36],[46], [29], ярко и непроизвольно проявляющейся уже в раннем детстве и во многих случаях угасающей под влиянием многочисленных условий, в том числе условий, зависящих от образовательного пространства. Многочисленные наблюдения ученых и педагогов-практиков показывают, что ребенок, не проявляющий достаточный уровень познавательной активности, с трудом овладевает и приемами мыслительной деятельности, а в средних классах школы обычно переходит в разряд неуспевающих. Поэтому в нашей дипломной работе мы исследуем особенности развития мышления младших школьников, связанные с организацией условий, способствующих развитию их познавательной активности.
Исследования А. Н. Леонтьева [21], С. Л. Рубинштейна [40],
В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина [52], В. С. Мухиной [30] и других авторов подчеркивают, что ведущей для младшего школьника является учеб¬ная деятельность. Именно ей принадлежит огромная роль в развитии познавательной активности и мышления ребенка. Познавательная активность – важнейшая область общего феномена активности – как самого значительного свойства человека познавать окружающий мир [46]. В психолого-педагогических исследованиях познавательная активность рассматривается с разных позиций: как избирательная направленность мышления, особая умствен¬ная активность (С. Л. Рубинштейн); отношение человека к объекту, имеющему особое значение (А. Г. Ко¬валев); как эмоционально-познавательное отношение к миру (В. Н. Мясищев, В. А. Крутецкий); как стимул и мотив познавательной деятельности (А. Н. Леонтьев); педагогический инструмент деятельности (Л.И. Божович). В работах Ш. А. Амонашвили, Н. Ф. Добрынина, А. А. Люблинской, Н. Ф. Талызиной подчеркивается, что, являясь устойчивой чертой характера, позна¬вательная активность способствует формированию творчес¬кой, стремящейся к познанию и открытиям, личности ребенка.
В нашем исследовании, вслед за М.И. Лисиной [22], мы понимаем познавательную активность как готовность (в смысле способности и стремления) личности к энергичному овладению знаниями, как качество деятельности, в котором проявляется личность с его отношением к содержанию, характеру познания, стремлением мобилизовать эмоционально-волевые усилия на достижение целей познания. Познавательная активность рассматривается нами как уровень познавательной потребности и состояние готовности к познавательной деятельности, которое предшествует деятельности и порождает ее. Познавательная активность в таком понимании включает в себя признаки интереса, внимания, готовности к действию, любознательности.
В контексте данного представления о сущности познавательной активности, под признаками ее проявления у ребенка будем понимать сосредоточенность на познании; собственную инициативу ребенка в обращении к той или иной области знаний; стремление узнать больше, участвовать в дискуссии; положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в познавательной деятельности и др.
Одним из основных психологических условий развития познавательной активности личности является включение этой способности в число основных личностных ценностей, осознание этого факта самой личностью (если это взрослый человек) и значимыми для ребенка взрослыми (родителями, педагогами и др.), если речь о познавательной активности ребенка [29]. Барьерами развития познавательной активности среди личностных особенностей школьников являются низкая самооценка интеллектуальных возможностей, комплекс негативных переживаний, связанных со школой, и т.п. Средством преодоления названных барьеров мы рассматриваем в нашем исследовании включение детей в творческую, исследовательскую деятельность вне и внутри процесса обучения, которая бы развивала познавательную инициативу ребенка; стремление узнать больше; мотивацию познавать; положительные эмоциональные переживания при преодолении познавательных затруднений.
Проблема существует в том, что в начальных классах необходимо создание современных психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали полноценное мыслительное развитие детей, формирование у них высокого уровня мыслительной деятельности, способностей, качеств ума, интеллектуально-творческой инициативы. Однако такие условия обеспечиваются в начальном обучении пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным примером в практике обучения является организация педагогом действий учащихся по образу; излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие активизации и проблематизации мышления. В этих условиях мышление школьников развивается не в полной мере, не в соответствие с зоной ближайшего развития ребенка, а в ущерб его интеллектуальному потенциалу. Устранение этого противоречия требует новых исследований особенностей и условий развития мышления младших школьников. При такой постановке проблемы, особенно важным является наличие творческого подхода к развитию познавательной активности млад¬ших школьников как условия развития мышления.
Проблема исследования: как изменяется уровень мышления младших школьников при организации с ними психолого-педагогических условий (в форме занятий творческого и исследовательского характера), направленных на развитие познавательной активности младших школьников.
Цель исследования: изучить и организовать психолого-педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности младших школьников и выявить, как изменяется уровень мышления младших школьников под влиянием психолого-педагогических условий творческого и исследовательского характера, направленных на развитие познавательной активности младших школьников.
Объект исследования – условия развития мышления младших школьников.
Предмет исследования – условия развития мышления младших школьников посредством развития их познавательной активности.
Гипотезы исследования:
1. Уровень развития мышления имеет прямую корреляционную связь с уровнем развития познавательной активности ребенка в младшем школьном возрасте.
2. Уровень мышления младших школьников повысится при организации с ними психолого-педагогических условий (в форме занятий творческого и исследовательского характера), направленных на развитие познавательной активности младших школьников.
Задачи работы:
1. Изучить понятие мышления, его виды, операции и формы. Исследовать понятие познавательной активности.
2. Охарактеризовать особенности мышления и познавательной активности в младшем школьном возрасте.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи между мышлением и познавательной активностью младших школьников.
4. Разработать и внедрить программу развития познавательной активности младших школьников (в форме творческих и исследовательских занятий).
5. Проанализировать эффективность разработанной программы для развития мышления младших школьников с помощью методов математической статистики.
Методологическую базу исследования составил анализ психологической, педагогической литературы (Дж. Брунер, А. Валлон, А. А. Венгер, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин,
Е. Н. Дзятковская, А. В. Запорожец, Е. Г. Кайдаш, С. В. Коноваленко,
А. Н. Леонтьев и др.).
В работе использованы следующие методы исследования:
теоретические: анализ источников литературы по теме исследования;
эмпирические: тестовые, опросные (анкета).
Для статистической обработки результатов использовались методы количественной и качественной обработки данных: корреляционный анализ, вычисление средних значений.
Методики исследования:
методика определения умственного развития детей, предложенная Э. Ф. Замбицявичене;
методика «Познавательная активность младшего школьника», разработанная А. А. Горчинской.
База исследования: школа № 15 г. Рубцовска. В исследовании приняли участие 40 учеников 1-ых классов (20 мальчиков и 20 девочек).
Практическая значимость исследования заключается в составлении и внедрении программы развития познавательной активности младших школьников, которую могут использовать в своей работе педагоги начальной школы и школьные психологи как средство развития мышления младших школьников.
Структура дипломной работы: общий объем работы составляет 74 машинописных страницы. Ди¬пломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, приложений, 7 таб¬лиц, 5 диаграмм. Список литературы включает 53 источника.
Список литературы
1. Болотина Л.А., Ильина Е.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 68 с.
2. Брунер Дж. Психология познания. – М.: Прогресс, 1977. – 330 с.
3. Валлон А. От действия к мысли. – М.: Просвещение, 1986. – 286с.
4. Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. - М.: Знания, 1994. – 150 с.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979. – 318 с.
6. Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. – М.: Наука, 1979. – 268 с.
7. Воронина Н.В. Формирование познавательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья // Школа: день за днем. Педагогический альманах. - №6. – 2005. - С. 42.
8. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1987. – 528 с.
9. Габидуллина Л.Л., Сырцова Е.Л. Межпредметная интеграция как условие развития познавательной активности младших школьников // Ярославский педагогический вестник. - №2. – 2003. – С. 24.
10. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Наука, 1976. – 374 с.
11. Годфруа Ж. Что такое психология. - М.: Мир, 1992. – 542 с.
12. Дзятковская Е.Н. Как преодолеть учебные затруднения у ребенка. – Иркутск, 1999. – 270 с.
13. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Наука, 1981. – 410 с.
14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды, т.1: Психологическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 344 с.
15. Зиновкина М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии). — М.: МГИУ, 1998. – 238 с.
16. Игра как средство развития познавательных интересов младших школьников // Человек, общество, наука. - № 2. - 1993. - С. 56.
17. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2002. – 464 с.
18. Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы // Материалы научно-практической конференции. – М.: РГИУ, 2006. – 540 с. С. 113.
19. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности. - М.: Гном и Д, 2000. – 388 с.
20. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. – Ростов н/Д.: РГУ, 2002. – 232 с.
21. Леонтьев А.Н. Мышление. Философская энциклопедия. Т. 3. – М.: Мысль, 1964. – 454 с.
22. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. – 1982. - №4. – С. 32.
23. Лобанова Е.А. Организация развивающей среды как средства формирования познавательной активности дошкольников. – Балашов, 2005. – 252 с.
24. Лурия А.Р. Речь и мышление. – М.: Мысль, 1975. – 360 с.
25. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М.: Педагогика, 1985. – 278 с.
26. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985. – 472 с.
27. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1977. – 284 с.
28. Мальцева И.Н. Роль решения задач в развитии логического мышления // Ярославский педагогический вестник. - №4. – 2006. – С. 38.
29. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. – 1982. - №4. – С. 51.
30. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
31. Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. Брушлинского А.В. – М.: Наука, 1982. – 452 с.
32. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 496 с.
33. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. - М.:Пед. общ.-во России, 1999. – 514 с.
34. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1969. – 424 с.
35. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1997. – 282 с.
36. Прихожан А. Познавательная активность // Школьный психолог. - №6. – 2005. – С. 5.
37. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. / Под ред. Тихомирова О.К. – М.: Наука, 1979. – 462 с.
38. Развитие познавательных интересов в учебном процессе // Начальная школа. - № 12. - 1993. - С. 14-19.
39. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. - М.: Владос, 1995. – 522 с.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общий психологии.- М.: Просвещение,1999. – 423 с.
41. Савенков А.И. Исследовательское поведение ребенка и развитие мышления в онтогенезе // Материалы научно-практической конференции. - Москва-Звенигород, 2005. – 408 с.
42. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. – М.: Наука, 1962. – 224с.
43. Сергеева Б.В. Психолого-дидактические основы формирования познавательной активности младших школьников // Ярославский педагогический вестник. - №6. – 2002. – С. 11.
44. Сорокоумова Е.А. Развитие познавательной активности младших школьников в учебной деятельности через понимание текста. - Н- Новгород. - 1989. – 264 с.
45. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Просвещение, 1984. – 464 с.
46. Хлестова Е.Д. Психологические аспекты познавательной активности современного подростка // Материалы научно-практической конференции. – М.: МГОПУ, 2005. – 540 с.
47. Хоменко Н.Н. Основы теории сильного мышления. — Минск, 1998. – 278 с.
48. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. – М.: Наука, 1981. – 360 с.
49. Шеварев П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьников. – М.: Мысль, 1959. – 226 с.
50. Шмаков С.А. Грани личности. – М.: Мир, 2004. – 366 с.
51. Шмидт Е.А. Познавательные процессы. Развитие мышления младших школьников. - [Электронный источник]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru
52. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.-М.: Наука, 1984. – 518с.
53. Якиманская И.С. Принципы активности в педагогической психологии//Вопросы психологии. - №6. - 1989. – С. 5-13.