ВВЕДЕНИЕ
В данном дипломном исследование нами выдвинута проблема анализа модернизации учебного процесса на основе применения новых информационных технологий.
Актуальность данного дипломного исследования обусловлена тем, что в наше время фундаментальным достижением информационных технологий стало появление компьютеров, особенно персональных. Важным достижением стала и разработка средств мультимедиа – работы ПК во многих информационных средах: цифровой и текстовой информации, графики, образов, звука и «живого» видео. Это открыло широчайшие области применения ПК как в играх и развлечениях, так и в образовании, где возможности мультимедиа стали основой обучающих и тестирующих программ. Возникла и стала использоваться технология виртуальной реальности. Мультимедиа стало основой комплексной визуализации работы с ПК.
Трудно переоценить значение автоматизации офисной деятельности в самом общем ее понимании - включая средства обработки текстов, экономической и финансовой информации и т.д. В этом аспекте большое значение сыграла разработка текстовых процессоров, систем компьютерного перевода с одного языка на другой, систем сканирования и распознавания текстов, мощных графических редакторов. Эти программные средства относятся к числу универсальных и используются представителями всех направлений экономики и образования.
Наряду с ПК в состав современных новых информационных технологий входят средства связи и телекоммуникаций (в том числе на основе кабельных, световолоконных и спутниковых систем), которые обеспечили принципиальную возможность передачи любой информации на дальние расстояния.
Интеграция компьютеров и средств связи привела к созданию самого выдающегося достижения новых информационных технологий - общемировой компьютерной сети Internet. Ее роль не столько техническая, сколько общечеловеческая и гуманитарная - можно смело сказать, что Internet стала социальным явлением, способствующим объединению знаний и интеллекта людей всего мира без их деления государственными, экономическими, социальными и религиозными границами. Internet влияет на социальный статус и положение людей, служит источником пополнения знаний и организации досуга. К началу третьего тысячелетия свыше 120 миллионов компьютеров объединено сетью Internet и ее услугами пользуются более 1 миллиарда людей. Среди них резко возросла роль женщин и школьников. Internet стала реальной основой дистанционного образования и объединения знаний всего Человечества.
В начале третьего тысячелетия можно ожидать кардинального изменения роли информационных технологий. Возможно появление глобальной быстрой спутниковой Internet, электронных Internet-книг в виде нынешних карманных компьютеров, создание всемирной Internet-библиотеки, массовое применение Internet-видеотелефонов, создание разговорных переводчиков и компьютеров полноценно понимающих речь и жесты. Вместо привычных домашних компьютеров появится распределенная компьютерная сеть бытовых устройств. Средства индивидуального доступа в Internet позволят пользоваться ее услугами в любом месте и в любой обстановке.
Цели дипломной работы:
1. Провести теоретический анализ модернизации учебного процесса на основе применения новых информационных технологий.
2. Провести экспериментальное исследование влияния компьютерных технологий на развитие мышления учащегося.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной тематике.
2. Провести вводное рассмотрение феноменологии учебного процесса.
3. Выявить специфику модернизации учебного процесса на основе применения новых информационных технологий.
4. Провести экспериментальное исследование влияния компьютерных технологий на развитие мышления учащегося.
5. В заключение сформулировать итоговые выводы и рекомендации по тематике данного дипломного исследования.
Предмет исследования: влияние фактора использования компьютерных технологий обучения на развитие мышления детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: 50 детей младшего школьного возраста, разделённых по итогам анализа личных дел на две численно эквивалентных группы в зависимости от наличия фактора использования компьютерных технологий обучения - 25 младших школьников, в ходе учебного процесса которых используются компьютерные технологии обучения, группа II – 25 младших школьников, в ходе учебного процесса которых не используются компьютерные технологии обучения.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что у младших школьников, в ходе учебного процесса которых используются компьютерные технологии обучения, уровень развития мышления будет выше по сравнению с младшими школьниками, в ходе учебного процесса которых не используются компьютерные технологии обучения.
Методологические и теоретические предпосылки работы: в качестве методологических и теоретических предпосылок работы выступает то, что в современной педагогике и психологии практически не проводилось исследований, качественно исследующих данную специфику.
Методы и методики исследования: в качестве методического оснащения нами были избраны:
1. Метод анализа личных дел для отбора групп.
2. Метод диагностики мышления с помощью Гудинаф–Харриса.
3. Методика оценки мышления младшего школьника.
4. Метод исследования влияния установки на способ решения задач.
5. Метод математической обработки данных.
Достоверность полученных результатов: учитывая качественные характеристики обработки полученных результатов при помощи выявления процентного соотношения и выявления корреляции по Пирсону, можно говорить о высокой степени достоверности полученных результатов.
Теоретическая значимость работы: в данном дипломном исследовании проведён всесторонний анализ и систематизация материала по проблематике модернизации учебного процесса на основе применения новых информационных технологий.
Практическая значимость работы: материалы данного дипломного исследования могут быть использованы в работе педагога в сфере применения новых информационных технологий для модернизации образования.
Итак, переходим к анализу тематики данной дипломной работы.
2.1. Феномен компьютерной сети
Было время, когда люди, сидя за компьютером играли сами с собой в компьютерные игры. Или писали письма, а потом бросали в почтовый ящик. Или дожидались утренних газет, чтобы узнать из них последние новости. С появлением компьютерных сетей и Internet, который семимильными шагами входит в наш быт, многое изменилось. Теперь мы бросаем письма в электронные почтовые ящики. Разговариваем в сети с людьми, живущими на другом конце планеты. Происходящие же на ней события разворачиваются буквально у на нас на глазах: уже через несколько минут мы можем прочитать самый подробный репортаж о них; мало того, можем их увидеть и услышать. И все это – с помощью Internet.
Всемирная компьютерная сеть возникла совсем недавно. Однако сейчас миллионы людей во всем мире уже не могут обойтись без этого мощного современного средства общения и познания. А ведь с каждым днем Internet меняется. Его возможности постоянно расширяются, в нем появляется много новой информации, и путешествовать по нему становится все интереснее .
Всего несколько лет назад мы и не представляли себе, что Internet ворвется в нашу действительность и станет неотъемлемой ее частью. Пройдет время – и Intrnet, вероятно, станет играть куда более важную роль, чем, например, телевидение.
2.2. Интернет - технологии
Всемирная сеть не идет ни в ка¬кое сравнение с радио, телевидени¬ем и газетами. Это нечто особенное. Раньше в Internet можно было встре¬тить только тексты и иллюстрации. Теперь все изменилось. Появились сетевое радио, сетевое телевидение и сетевые газеты. Они не вытесняют обычные масс-медиа, а лишь дополняют их. Ни одно из при¬вычных средств массовой информа¬ции не может быть таким оператив¬ным, ни одно из них не станет, как Internet, снабжать нас сведениями по индивидуальному заказу, и ни од¬но не бывает в распоряжении поль¬зователя круглосуточно. Internet же одинаково доступен нам как в три часа дня, так и в три часа ночи.
Конечно, здесь есть еще множест¬во нерешенных проблем. Линии очень загружены, поэтому связь осу¬ществляется довольно медленно. Не¬редко затребованная страница, осо¬бенно если она добирается откуда-нибудь из-за океана, проявляется на экране лишь спустя несколько ми¬нут. Порой передача вообще преры¬вается, и тогда нужную страницу приходится вызывать заново. И тем не менее все больше людей в наше время обращается к всемирной ком¬пьютерной сети.
Развитие Internet часто сравни¬вают с развитием телевидения. В на¬ши дни телевизор есть почти в лю¬бом доме. Точно так же, должно быть, вскоре практически каждый человек будет иметь выход в Internet. Трудно так сразу сказать, что может Internet и для чего эта всемирная сеть исполь¬зуется. Чуть ли не каждый день у Internet появляются новые возможности, возникают новые программы, которые делают сеть еще более эффективной. Фирмы самых разных стран мира работают над созданием нового программного обеспечения, чтобы сеть стала при¬влекательнее для пользователей и проще в обращении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и образование. –2004. -№2.
2. Анкитон Р. Человеческая память и процесс обучения. –М., 2000.
3. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно-методическое пособие. –М., 1983.
4. Багленова А.Л. Принципы обучения школьников основам экранной грамотности. //Специалист. – 1992 - №5.
5. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопрос психологии. – 1993. - №3.
6. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. // Информатика и образование. – 1991. - №3.
7. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. –Т.2. –М., 1999.
8. Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики. //Информатика и образование. – 1991. - №3.
9. Варченко В.И. Радуга в компьютере. // Начальная школа. – 1997. -№10. – С92.
10. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. –М., 1993.
11. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. –Т.3. –Л., 1981.
12. Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование. – 1993. - №2.
13. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. –М., 2001.
14. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. –М., 2001.
15. Волков И. П. Учим творчеству. –М., 1988.
16. Выгодский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. –Т.6 – М., 1984.
17. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т.3 –М., 1983 (проблемы развития внешних технических функций: 6-164).
18. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т., - Т.2. –М., 1982 (восприятие и его развитие в детском возрасте).
19. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления //Вопросы психологии. –1982. -№5.
20. Гальперин П.Я., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. –М., 2001.
21. Гершунский Б.С. Компьютеризация в среде образования. –М., - 2001.
22. Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование. – 2004. - №4.
23. Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность: Пособие по спецкурсу. –Свердловск, 1988.
24. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. – 2004 . - №4.
25. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика – 2004. - №5.
26. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. (Деятельность, психика и сознание: 21-37).
27. Дворчик, Шейла, Василенко Л., Мишка программишка в стране Информатике. –М., 1990.
28. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. –М., 2001.
29. Дрига, Рах. Технические средства обучения в общеобразовательной школе. –М., 1985.
30. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. –М., 1984.
31. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М., 2004.
32. Зинц Р. Обучение и память . –Минск, 1984.
33. Зинченко Г.П. ЭВМ в начальной школе. // Информатика и образование. –1991. -№3.
34. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. –М.: Просвещение, 2004. –КОС.
35. Ипполитов Ф.В. Память школьника. –М., 1978.
36. Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. –М., 1978.
37. Калмыкова З.Н. Продуктивное мышление как основа обучаемости. –М., 2001.
38. Каракозов М.С. Формирование навыка работы с клавиатурой. // Информатика и образование. – 2004. - №2.
39. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. –Минск, 2001.
40. Кершан Б. И др. Основы компьютерной грамотности. –М.,1993.
41. Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика для младших школьников. // Информатика и образование. – 1997. - №2. – С13.
42. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. –М.: Радио и связь, 1997.
43. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. –М., 1999.
44. Кржен Дж. Компьютер дома. –М., 1996.
45. Кубичев Е.А. ЭВМ в школе. –М.: Педагогика, 1986.
46. Лапчик М. Информатика и технология: компоненты педагогического образования. // Информатика и образование. – 1991. -№6.
47. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? –М., 2001.
48. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. –М., 1983.
49. Лурия А.Р. Внимание и память. –М., 1993.
50. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. –М., 1999.
51. Луцкий Р.М. Графика «Агата» – новые возможности. // Информатика и образование. – 1992. - №1.
52. Маргоми Я.М., Иванов А.М., Баранкина З.С. Содержание и методы непрерывного обучения информатике в начальной и средней школе. //ИНФО, 1991. -№1.
53. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. –Н.; Педагогика, 1972
54. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. –М.: Педагогика, 1988.
55. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 1.Общие основы психологии –2-е издание. –М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.
56. Общая психология. –М., 1986.
57. Одаренные дети. –М., 1991.
58. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. –Казань, 2001.
59. Паращин А.В, Паращин В.П. Активные методы обучения. –Новосибирск: НГПУ, 1991.
60. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. –2004. -№4.
61. Петров Ю.А. Культура мышления: методологические проблемы: научно-педагогические работы. –М.: Изд. МГУ. – 1990.
62. Петухов В.В. Психология мышления. Учебно-методическое пособие. –М.. 2001.
63. Познавательные процессы и способности в обучении. –М., 1990.
64. Простое и сложное в программировании. / Авт. предисл. Е.П. Великов. –М.: Наука, 1988.
65. Прохоров А.О. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютерного обучения. //Вопросы психологии. – 1995. - №3.
66. Развитие личности ребенка. –М., 2001.
67. Развитие личности школьника в условиях новых информационных технологий. –М., 1991.
68. Развитие творческой активности школьников. –М., 1991.
69. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., – Т.I – М.,1990 (Ощущение и восприятие: 208-300).
70. Сафьянинов П.С. Забавный компьютер. //Информатика и образование. – 1993. №4.
71. Солпостер Джуди. Дети и компьютер. –М., 1996.
72. Сутирин Б., Житомирский В. Компьютер в школе сегодня и завтра. //Народное образование, -1986. - №3. – С 21-23.
73. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. –М., 2001.
74. Фреса П., Пиаже. Ж. Экспериментальная психология. Вып. 3. –М., 1970.
75. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. –М., 2001.
76. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., Педагогика, 1988.
77. Янгиманская И.С. Знание и мышление школьника –М., 2001.