Введение:
Актуальность работы. В современном образовательном процессе проблема развития познавательной активности приобретает все большую значимость, так как современная жизнь требует от ученика ориентации в постоянно изменяющемся окружающем мире. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года необходима «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей» [37]. В условиях информационного общества значительную и все возрастающую часть информации учащиеся получают самостоятельно.
В ряде исследований (Я.А. Ваграменко, Б.С.Гершунский, А.А.Кузнецов, Е.И.Машбиц, Е.С.Полат, И.В.Роберт, В.В.Рубцов) отмечается, что наиболее глубоко и полно система учебной работы по развитию самостоятельности и познавательной активности школьников реализуется, когда в процесс обучения включаются средства компьютерных технологий.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что эффективность применения компьютерных технологий в обучении обусловлена следующими факторами: быстротой и надежностью обработки любого вида информации; расширением возможности предъявления учебной информации, возможностью оптимально дифференцировать учебную деятельность школьников в зависимости от уровня подготовки, познавательных интересов, активизацией содержательной, операционной и мотивационной сторон процесса обучения; созданием условий для овладения школьниками способами организации собственной учебной деятельности и т.д.
В ходе анализа вопроса развития познавательной активности выявлено объективно существующее противоречие между потребностью ученика и учителя в расширении диапазона использования компьютерных технологий (в т.ч. для развития познавательной активности школьников) и недостаточной разработанностью теоретических аспектов применения компьютерных технологий как средства развития познавательной активности старшеклассников.
Глава 3:
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического анализа и доказательства гипотезы исследования, нами была проведена эмпирическая часть работы. Исследование проводилось на базе МОУСОШ №1 (г.Курганинск) в 10-х классах.
Как известно, в психологии имеются достаточно надежные методы для выявления показателей действия выше перечисленных психологических механизмов развития познавательной активности. Мы использовали следующие методы: наблюдение; анкетирование; использование валидных и надежных тестовых методик: тест-опросник направленности учебной мотивации (ОНУМ) Т.Д. Дубовицкой; методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; тест «Умеем ли мы слушать»; методика «Оперативная память»; шкала «Эффективность педагогического стиля» Н.А. Аминова, Н.И. Шелиховой.
Для определения влияния уровня мотивации к учебной деятельности, а также развития таких мыслительных процессов, как память, внимание на познавательную активность нам необходимо определить уровни развития познавательной активности.
В процессе изучения познавательной активности мы исходили из того, что можно выделить несколько уровней, в частности : первый - стимульно-продуктивный (низкий), второй - эвристический (средний), третий - креативный (высший).
Первый уровень – стимульно-продуктивный, или пассивный, характеризуется тем, что подросток при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия (имеются разрозненные представления об изучаемом материале, при ответе на вопросы учащийся не проявляет инициативы, отвечает с ошибками или не отвечает вовсе).
Второй уровень – эвристический. Для этого уровня характерен познавательный и мотивационныи аспект в виде проявления любопытства, любознательности, потребности в новых впечатлениях, в исследовательской работе. На этом уровне подросток проявляет познавательную активность, не стимулированную ни внешними факторами, ни субъективной оценкой результатов деятельности. Имея достаточно надежный способ решения, ученик продолжает анализировать состав и структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что часто приводит его к открытию новых, оригинальных, внешне более остроумных способов решения. Такие подростки знают основной материал, но предпочитают отвечать на вопросы воспроизводящего характера, задания же творческого характера первоначально могут вызывать затруднения.
Заключение:
На основе анализа литературы по проблеме исследования и опыта применения компьютерных технологий в процессе обучения математике старшеклассников (в 10-м классе) мы сделали вывод о том, что:
1) Познавательная активность является характеристикой человека и условием существования познавательной деятельности, интеллектуального развития, самосовершенствования и саморазвития. Целенаправленное движение человека к интеллектуальному развитию, самосовершенствованию и духовному самообогащению связано с развитием познавательной активности и осуществляются благодаря его активности, благодаря тому, что он является субъектом познавательной активности.
2) Развитие познавательной активности определяет система разнообразных психологических механизмов, среди которых базовым является механизм успешности учебной деятельности. Механизм успешности учебной деятельности оказывает влияние и на другие механизмы развития познавательной активности, среди которых в качестве основных мы выделяем механизмы компетентности, инициативы и творчества.
3) Под компьютерными технологиями обучения понимаются технологии, сочетающие классно-урочную форму организации учебной деятельности с использованием учителем компьютера для реализации различных целей (объяснение нового материала, проведение тестов или контрольных работ, выдача дополнительных инструкций и т.д.) и с учетом необходимости развития индивидуальных и творческих качеств учащегося, его вовлечения в активную учебную деятельность, реализации принципов обратной связи.