Введение:
В настоящее время произошла переориентация методической системы обучения математике на приоритет развивающей функции по отношению к образовательной. Это обусловило появление новых проблем, связанных с нарушением сложившейся системы формирования вычислительных умений навыков.
Анализ развивающих учебников математики для начальной школы позволил сделать вывод, что все они в той или иной степени способствуют развитию познавательной активности учащихся, их творческого потенциала по формированию учебной деятельности.
Однако нельзя не констатировать тот факт, что большинство учителей оказались не готовыми к реализации идей развивающего обучения.
Особенно остро обозначились противоречия в практике формирования вычислительных умений и навыков. В силу сложившихся традиций учитель по-прежнему ориентируется на отработку частных случаев вычислительных приемов, используя для этой цели показ образца вычисления, однотипные примеры тренировочного характера, не уделяя при этом должного внимания работе по осознанию школьниками взаимосвязи системности их мышления.
Отмечается ухудшение качества вычислений учащихся, обучающихся по развивающим учебникам. Особенно пострадала культура устного счета.
Стремление учителей изменить ситуацию приводит к тому, что одни учителя используют в работе два учебника: один выполняет развивающие функции, другой (традиционный) - нацелен на формирование вычислительных умений и навыков. Другие учителя увеличивают объем домашних заданий. Это приводит к перегрузкам школьников, провоцирует стрессовые ситуации, снижает интерес к математике, повышает тревожность детей, отрицательно влияет на их здоровье.
Многие учителя, признавая устаревшим навык устного счета, не включают в структуру урока этап "Устный счет", отмечается снижение уровня сложности выполняемых учащимися вычислений.
Прогрессивные русские методисты (В.Н. Евтушенский, А.И. Тольденберг, С.И. Шохор-Троцкий и др.) считали, что устный счет способствует развитию оперативной памяти, внимания, сообразительности, мышления детей и связи с жизнью.
Глава 2:
Дальнейшая работа по формированию вычислительных умений и навыков умножения и деления.
По результатам данного обследования учебник Л.Г. Петерсон может быть рекомендован к более широкому использованию в практике общеобразовательной школы. Это может позволить, существенно повысить общий уровень подготовки выпускников начальной школы по математике как по элементам содержания образования, относящимся к образовательному стандарту, так и по элементам содержания, имеющим пропедевтическую направленность. Особое значение при этом имеют элементы, связанные с развитием логических навыков учащихся, более высокий уровень развития которых продемонстрировали учащиеся, обучавшиеся по экспериментальному учебнику.
Использование учебника Л.Г. Петерсон оказалось равно эффективным для всех рассмотренных в обследовании учащихся. При этом учащиеся, отнесенные учителями к группе "слабых", при обучении по этому учебнику смогли продемонстрировать результаты на уровне учащихся, отнесенных учителями к группе "средних". Данный факт говорит в пользу того, что данное учебное пособие может дать существенный эффект при использовании не только в элитных учебных заведениях, где осуществляется в определенной мере отбор учащихся, но и в обыкновенных учебных заведениях, где такой отбор учащихся отсутствует.
Учебник Л.Г. Петерсон свободен от какой-либо специфики, делающей его пригодным к использованию только в рамках города или сельской местности. К сожалению, за рамками данного обследования осталось изучение возможности эффективного использования данного учебника в условиях малого села и малых населенных пунктов.
Изучение характера трудностей, с которыми встретились при выполнении данного теста учащиеся, позволяет говорить о том, что этот характер мало зависит от учебника, по которому обучаются школьники, он по своей структуре остается неизменным. Характер этой структуры определяется в большей мере психологическими особенностями восприятия детей данной возрастной группы, чем используемыми методиками обучения.
В результате проведенного исследования получены не только данные, позволяющая сравнить учащихся, обучавшихся по различным системам учебников, но и информация о трудностях, с которыми встречаются учащиеся при изучении курса математики начальной школы.
Данные о результатах учащихся, полученные в рамках проведенного исследования, целесообразно распространить не только среди учителей, чьи учащиеся непосредственно принимали участие в тестировании, но и среди всех лиц, заинтересованных в повышении качества учебного процесса по математике в начальной школе за счет выбора наиболее эффективных учебных пособий и создания условий, наиболее отвечающих особенностям учащихся данной группы.
Информация, полученная в результате данного обследования, может быть существенно расширена и обогащена за счет привлечения дополнительных данных об уровне подготовки учащихся, обучавшихся по другим системам учебников, получившим распространение в практике современной школы. Такого рода информация позволит получить объективные данные об уровне подготовки по математике всех сегодняшних выпускников начальной школы и положит основу базе данных, позволяющей проводить регулярный мониторинг в системе народного образования, отслеживающий формирующиеся образовательные тенденции.
Можно рекомендовать учителям математики больше применять в процессе формирования у детей вычислительных умений и навыков умножения и деления нестандартные задачи, примеры и ситуации.