Введение:
Через все этапы жизненного цикла проходят ''нормативные стрессоры'' – обычные трудности, которые в более или менее острой форме переживают все семьи: на первом этапе жизни – сложности взаимного психологического приспособления; конфликты, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками при решении жилищной проблемы; на втором – задачи воспитания и ухода за ребёнком, ведения трудоёмкого домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных и других трудностей в определённые моменты жизненного цикла семьи приводит к семейным кризисам.
Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход), 1) резкий, крутой перелом в чём либо, тяжёлое переходное состояние. 2) Острое затруднение с чем-либо; тяжёлое положение. В широком определении кризис – это дисбаланс между двумя средами. В этом аспекте можно разделить кризисы на возрастные, биографические и кризисы отношений. Семейный кризис относится к кризисам отношений.
Существует множество классификаций периодов развития семьи. Но все авторы схожи в одном, что переход на новый этап развития происходит вследствие семейного кризиса, характерного для данного периода.
Тут возникает ряд вопросов: “Как определить начало кризиса?”, “Что для него характерно?”, “На каких этапах он возникает?”, “Как он протекает?” и “Есть ли кризис в семье на этапе её становления?”.
Целью данной работы стало обоснование гипотезы о том, что период «медового месяца» в браке является нормативным кризисом развития семьи. В соответствии с целью, в работе были решены следующие задачи:
1. Рассмотрено общее понятие нормативного кризиса в процессе развития, а также особенности развития семьи, в частности, в период «медового месяца».
2. Проведено исследование особенностей ролевых ожиданий, установок и удовлетворённости браком молодых супругов, находящихся на этапе становления семьи и на первом стабильном этапе развития семьи.
3. Результаты, полученные на двух выборках сравнивались.
Объектом исследования является семья в период «медового месяца». Предметом – особенности эмоционального отношения к браку супругов, и согласованность семейно-брачных ожиданий и установок.
Для пилотажного исследования были задействованы следующие методики: «Добрачные установки», Тест – опросник удовлетворённости браком. (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко), методика «Распределения ролей в семье» (Г.П. Мажура), методика «Измерения установок в семейной паре» (Г.П. Мажура).
В качестве математической обработки были использованы U-критерий Манна-Уитни и критерий φ* - угловое преобразование Фишера.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы (всего 28 наименований) и приложений. В тексте работы имеется 9 таблиц. Общий объём работы 57 страниц вместе с приложением.
Глава 3:
установок семейных пар, находящихся на этапе «медового месяца» и стабильном этапе развития семьи. Различия наблюдаются в следующих сферах семейной жизни:
– отношение к людям;
– чувство долга и удовольствие;
– автономность/зависимость супругов;
– отношение к романтической любви;
– отношение к «запретности секса»;
– патриархальный/эгалитарный уклад семьи;
– отношение к деньгам.
Это говорит о том, что супруги на этапе становления семьи не имеют согласованных представлений во многих значимых сферах в жизни, в отличие от супругов, находящихся на стабильном этапе развития семьи, где супруги имеют гораздо более согласованные представления в различных значимых жизненных сферах.
В установках в отношении к детям, к разводу, а так же значение сексуальной сферы в семейной жизни значимых различий между двумя выборками нет.
Сфера отношение к детям предполагала рассмотрение установки супругов в отношении значения детей в жизни человека. Большинство супругов, как на этапе становления семьи, так и на стабильном этапе развития семьи согласованы во мнениях и, считают, что дети имеют большое значение в их жизни.
Нет значимых различий в согласованности установок супругов двух выборок в отношении к разводу. Большинство супругов в двух выборках не допускают возможности разойтись.
Согласованность установок семейных пар в двух выборках: выборке семей находящихся на этапе медового месяца, и в выборке семей, проживающих стабильный этап развития так же не имеет значимых различий в вопросах значения сексуальной сферы в семейной жизни. Исходя из ответов можно сказать, что большинство супругов придают большое значение сексуальной сфере в семейной жизни.
Подводя итоги результатов, представленных в Табл.3.7 можно сделать следующий вывод: наблюдаются значимые различия в согласованности установок семейных пар, находящихся на этапе «медового месяца» и стабильном этапе развития семьи. Различия наблюдаются в следующих сферах семейной жизни: отношение к людям; чувство долга и удовольствие; автономность/зависимость супругов; отношение к романтической любви; отношение к «запретности секса»; патриархальный/эгалитарный уклад семьи; отношение к деньгам.
Итак, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась: у супругов на этапе «медового месяца» уже сформированы потребности для совместной жизни – это потребность быть вместе, создать семью и иметь детей, но ещё не сформированы психологические средства для этого – они не имеют согласованных представлений в ролевых сферах: воспитание детей; эмоциональный климат в семье; организация развлечений; роль «хозяина», «хозяйки»; сексуальный партнёр; семейная субкультура, а так же различия наблюдаются в таких сферах семейной жизни, как: отношение к людям; чувство долга и удовольствие; автономность/зависимость супругов; отношение к романтической любви; отношение к «запретности секса»; патриархальный/эгалитарный уклад семьи; отношение к деньгам.
Заключение:
Представленная работа посвящена проблеме становления молодой семьи. Цель данной работы - экспериментально доказать наличие нормативного кризиса развития семьи на этапе «медового месяца».
В работе предпринят теоретический анализ основных понятий, касающихся семьи и брака, кризисов развития, а так же рассмотрено представление о заключении брака, как о кризисном периоде.
Основными потребностями молодых людей, стремящихся вступить в брак, являются потребности: жить вместе, создать семью, иметь детей. У супругов на этапе «медового месяца», основная потребность – жить вместе – удовлетворена, но, наряду с этим перед молодожёнами возникает огромное количество новых задач – это выработка новых ролей и их согласование, принятие новых обязанностей, приобретение опыта взаимодействия друг с другом в различных ситуациях и т. д. Для того, чтобы решить задачи, возникающие перед семьёй на данном этапе, необходимо выработать новые способы взаимодействия, новые отношения, приобрести согласованность мнений и установок в различных жизненных сферах.
Наличие большого количества новых задач, возникающих перед молодожёнами и отсутствие на данном этапе развития семьи психологических средств для решения этих задач, свидетельствует о присутствии нормативного кризиса семьи на этапе её становления.
В ходе экспериментального исследования были получены результаты, доказывающие, что у семьи на этапе её становления ещё отсутствуют необходимые психологические средства для решения возникающих перед семьёй задач. Об отсутствии необходимых психологических средств свидетельствует несогласованность установок молодых супругов в отношении семейной жизни в различных жизненных сферах, таких как: эмоциональный климат в семье; воспитание детей; организация развлечений; роль «хозяина», «хозяйки»; отношение к людям; отношение к деньгам; сексуальная сфера; сфера семейной субкультуры и др.
Итак, полученные данные свидетельствуют о том, что молодые супруги на этапе заключения брака и становления семьи неподготовлены к той ситуации, которая их ожидает, а именно, у них отсутствует согласованность мнений, установок, в отношении различных жизненных сфер, где непосредственно происходит их взаимодействие. Поэтому очень важным моментом является осведомление молодых супругов в основных вопросах и трудностях, возникающих после свадьбы с целью нахождения между супругами согласованности в этих вопросах и таким образом благополучного прохождения кризиса, возникающего на этапе становления семьи. Такого рода помощь в осведомлении молодых супругов может осуществляться в ЗАГСах, психологических центрах, в кабинетах планирования семьи.