Введение.
Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. Этот возрастной период называют «десятилетием роковой черты» и «кризисом середины жизни». Его главной характеристикой является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценка их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные, эмоционально-тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью, обнаруживающихся вдруг с ужасающей резкостью.
Заполняя опросники, люди 35-40 лет начинают не соглашаться с такими фразами, как «есть еще уйма времени, чтобы сделать большую часть того, что я хочу». Вместо этого они констатируют: «Слишком поздно что-либо изменить в моей карьере». Освобождение от иллюзий, которое не является чем-то необычным для 35 или 40 лет, может оказаться угрожающим для личности.
Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста. Для тех, кто полагается на свои физические качества, когда был моложе, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Истории красивых и очаровательных женщин, борющихся с разрушительным действием времени, стали банальностью. Стихийное бедствие падающих физических сил – важно для людей неожиданно широкого круга профессий, включая, художников и артистов. Университетские профессора с сожалением вспоминают свою способность в студенческие годы проводить несколько дней без сна, если того требовало важное дело. Многие люди просто жалуются на то, что они начинают слишком часто уставать.
Второй главный вопрос среднего возраста - это сексуальность. У среднего человека наблюдаются некоторые отклонения в интересах, способности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе.
Согласие в среднем возрасте требует значительной гибкости. Гибкость включает способность изменять эмоциональный вклад от человека к человеку и от деятельности к деятельности. Эмоциональная гибкость необходима, конечно, в любом возрасте, но в среднем возрасте она становится особенно важной, по мере того как умирают родители, подрастают, и покидают дом дети. Неспособность к эмоциональной отдаче по отношению к новым людям и новым занятиям ведет к застою. Другой вид гибкости, который тоже необходим - это «духовная гибкость». Среди людей зрелого возраста существует известная тенденция к растущей ригидности во взглядах и действиях, к тому, чтобы сделать свои умы закрытыми для новых идей. Эта умственная закрытость должна быть преодолена или она перерастает в не¬терпимость или фанатизм. Кроме того, жёсткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческие решения проблем.
Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировку идей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни каждого человека. Супруг, друзья и дети приобретают всё большее значение, тогда как собственное «Я» всё более лишается своего исключительного положения. Наблюдается всё более усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь.
Таким образом, проблема нашего исследования может быть сформулирована следующим образом: в среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. В период ранней взрослости люди утверждают себя в профессиональной области. В среднем возрасте они часто по-иному начинают смотреть на свою работу. Большинство при этом сознают, что они сделали свой профессиональный выбор и должны с ним жить. Часть тех, кто разочаровался в своей работе, потерял её или не достиг того профессионального положения, на которое надеялся, может испытывать горечь и упадок духа. Другие могут перестроить свою систему приоритетов. Изменение приоритетов происходит не только в области профессиональной деятельности. Изменяется и самоотношение, самооценка, самосознание личности.
Цель дипломной работы: рассмотреть кризис среднего возраста и его влияние на профессиональную деятельность.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить литературу по теме кризиса среднего возраста, дать его характеристику;
3) провести эмпирическое исследование, направленное на изучение влияния особенностей протекания кризиса среднего возраста на профессиональную деятельность;
4) сформулировать выводы.
Предмет исследования: профессиональная деятельность человека и ее связь с протеканием кризиса среднего возраста.
Объект исследования: две группы испытуемых мужского и женского пола: 40-45 лет и 45-50 лет.
Гипотеза исследования: протекание кризиса среднего возраста у мужчин и женщин 40-45 лет значимо связано с изменением самоотношения и снижением самооценки, а также с ухудшением способности выполнять профессиональную деятельность, в отличие от испытуемых в возрасте 45-50 лет, для которых характерна слабая выраженность переживаний кризиса среднего возраста.
Для подтверждения гипотезы были применены следующие методы исследования:
1. Изучение научной литературы, анализ.
2. Наблюдение.
3. Психодиагностические методы.
Цель и задачи дипломной работы определяют ее логику и внутреннюю структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, приводится цель работы, ее задачи, предмет, объект и проблема. В первой главе приводится теоретический анализ проблемы. Во второй главе приводятся результаты практического исследования. В заключении обобщается проделанная работа.
Теоретическая значимость работы заключается в исследовании проблемы взаимосвязи профессиональной деятельности человека и особенностей переживания кризиса среднего возраста.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения разработанных рекомендаций для работы с мужчинами и женщинами среднего возраста и их семьями, а также в возможности применения в аналогичных курсовых и дипломных работах.
Теоретической базой исследования послужил обширный список литературы по психологии, отечественные монографии, периодические издания, справочная литература.
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
Для оценки силы переживаний респондентами кризисных событий мы суммировали все баллы, набранные в результате оценки предложенных переживаний. Максимальный балл составил 450, минимальный – 150. Мы разделили полученных испытуемых на группы:
- 150-250 баллов – склонность к слабому переживанию кризисных событий;
- 251-350 баллов – склонность к сильному переживанию кризисных событий;
- 351-450 баллов – склонность к сильному переживанию кризисных событий вплоть до дезадаптации.
Результаты изучения особенностей переживания кризиса середины жизни по методике «Сила переживаний» выявили следующее:
Таблица 5.
Результаты изучения особенностей переживания испытуемыми кризиса середины жизни
Кол-во испытуемых Средний балл
склонность к слабому переживанию кризисных событий 8 196,125
склонность к сильному переживанию кризисных событий 16 309,1875
склонность к сильному переживанию кризисных событий вплоть до дезадаптации 6 379,6667
Графически это можно отобразить следующим образом:
Рис. 3. Результаты изучения особенностей переживания испытуемыми кризиса середины жизни.
Основываясь на результатах полученных с помощью методики «Сила переживаний», разделили испытуемых на две группы, а именно на группу плохо переживающих кризис зрелости (22 чел.), и группу относительно адаптированных (8 чел.).
Результаты диагностики самоотношения по методике Столина-Пантелеева выявили, что у более молодых испытуемых (40-45 лет) самоотношение в целом более положительно, чем у людей более старшего возраста, для которых характерно более критическое отношение к себе и представления о себе носят более рефлексивный характер. Несмотря на это, обнаружено, что уровень общего самоуважения выше у испытуемых более старшего возраста.
У более молодых испытуемых (40-45 лет) также более высокие показатели внутренней конфликтности, чем у людей более старшего возраста. У людей более старшего возраста выше регуляторный компонент самосознания, чем у остальных испытуемых. Среди более молодых испытуемых (40-45 лет) более низкие показатели «зеркального Я», что свидетельствует о наличии у части их представления о том, что окружающие люди думают о них отрицательно.
Нами были проанализированы особенности самоотношения у испытуемых 40-45 лет и 45-50 лет в сравнении. Выявлены значимые различия по фактору «самоуверенность» (t-критерий Стьюдента равен 3,042 при р=0,05), таким образом у более молодых испытуемых (40-45 лет) ниже уровень уверенности в себе.
Литература.
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.- Воронеж, 1996
2. Анцыферова Л.И. «Некоторые теоретические проблемы психологии личности» / Вопросы психологии, М., № 1, 1978
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М. – Воронеж, 1995
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.1979.№4.С.23-24.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности. –М., 1983
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Москва, Издательство Московского университета, 1984, 200с.
7. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984
8. Выготский Л.С. «Проблемы обучения и умственного развития» // Избранные исследования. М., 1956 г. с. 33
9. Данилова Н.Н., Крылова А. Л. «Физиология высшей нервной деятельности», Р.-на-Д., 1999, С. 199
10. Закс Л. Статистическое оценивание. – М., 1976
11. Зейгарник Б.В. «Теории личности в зарубежной психологии», М., 1982.
12. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980
13. Изард К. Э. «Психология эмоций», СПб.,2000.
14. История зарубежной психологии 30-60 годы XX века– М.: Тест, 1986
15. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. Москва, Издательство Института Психотерапии, 2003, 300с.
16. Кон И.С. В поисках себя. М. Изд. Политическая литература.1984.
17. Конюхов Н.И. «Словарь-справочник практического психолога», Воронеж,1999
18. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Санкт-Петербург, Питер, 2004, 940с.
19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность – М., Политиздат, 1975.
20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения т.1 /под ред. В.В. Давыдова и др., М., 1983
21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1972.
22. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983.
23. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва, 1984.
24. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. Москва, Эксмо, 2004, 895с.
25. Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999.
26. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988
27. Миллер Д., Галавитер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения – М., 1964
28. Мюррей. Исследование личности. Воронеж, 1993
29. Наенко Н.И. Психологическая напряженность. – М., 1996
30. Новые исследования в психологии /Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1987
31. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987
32. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.
33. Петренко В.Ф Психосемантика сознания, - М., 1988
34. Петровский А.В. Быть личностью, - М., 1990
35. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. М.,1972.
36. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва, Академия, 2000, 180с.
37. Психология: Словарь/ Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского.- 2-е изд., исправ. и доп.- М.: Политиздат, 1990.
38. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.
39. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПитерКОМ, 1999
41. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: "Мецниереба", 1989
42. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989.
43. Столетов В.Н. Становление личности. _ М., 1987
44. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
45. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва, Прогресс, 1990, 360с.
46. Холл К.С., Линдсей Г., «Теории личности», М.,2000
47. Холлис Д. Перевал в середине пути: кризис среднего возраста. Москва, Инфра-М, 2002, С. 115.
48. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности», СПб,2000
49. Язов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1987
50. Якобсон М.П. Психологические проблемы мотивации поведения. –М., 1969.
51. Ядрышникова Т.Л. Психологический анализ профессионального становления мастера ПТУ: Дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1987.
52. Сознание личности в кризисном обществе /Под ред. К. А. Абульхановой-Славской и др. -М., 1995 (с. 10-57).
53. Психология профессионала / Под ред. Е. А. Климова. М., 1996
54. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996.
55. Кудрявцев Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопр. психол. 1983. № 2. С. 51—59.
56. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основы зарубежных концепций профессионального развития // Вопр. психол.- 1989. - № 5.
57. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. 199 с.
58. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
59. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
60. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
61. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
62. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психология труда в России. М.: Изд-во МГУ, 1992. 221 с.
63. Козлова Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности.// Социальная идентификация личности. М., 1993, с. 107-124.
64. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности/ Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. Екатеринбург, 2002. 126 с.
65. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с
66. Борисова Е.М. Индивидуально – психологическое своеобразие формирования профессиональной пригодности. - М., 1981.
67.