Введение:
Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.
Правотворчество – это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.
Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.
Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством.
Правотворческий процесс как юридическое понятие необходимо строго ограничить от общесоциального понятия законотворчества. Смешение их допускается даже в учебной литературе. Правотворческий процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значения:
1. Порядок деятельности ( в данном случае по созданию закона).
2. Сама эта деятельность.
Она осуществляется законодательным органом – парламентом и главой государства при возможном в определенных случаях участии правительства либо в редких случаях посредством референдума. Законотворчество – более широкое понятие, ибо охватывает деятельность, правом подчас не регулируемую, и не исчерпывается собственно созданием закона, а включает оценку его эффективности и возможную последующую корректировку. В этой деятельности участвуют и такие субъекты, которые никакими специальными правами в данной области не обладают («группы давления», исследовательские центры и т. п.).
В данной дипломной работе рассматривается правотворческий процесс в его первом значении – как порядок деятельности по созданию закона ( в том числе и такого, который исправляет или отменяет уже действующий закон). Именно это и является целью дипломной работы.
Процесс правотворчества максимально сложен. В разных регионах мира в разных условиях он протекает по-разному. Вместе с тем в нем было и общее, закономерное для всех вариантов формирования юридических норм независимо от их географических, этнических, хозяйственных, социальных, политических и других особенностей. Настоящая работа раскрывает главные понятия правотворчества и его принципы. В ее основной части перечисляются органы, которые вправе заниматься данным процессом. Основное внимание уделено стадиям правотворческого процесса: законодательная инициатива, рассмотрение законопроекта, принятие закона и обнародование правотворческого решения. Помимо этого рассматривались такие вопросы, как: юридическая техника и ее значение для правотворчества; функции языка в правотворческой деятельности.
Глава 4:
Унификация законодательства — противоположная специализации тенденция, значение которой состоит в аккумулировании однотипных предписаний и создании юридических актов, которые упрощали бы законодательство, делая его доступным и единообразным. При помощи унификации преодолевается несогласованность в структуре механиз¬ма правового воздействия, устраняется его перенасыщенность, ликви¬дируется неоправданная разобщенность и несогласованность в правоп¬рименении. Вот почему унификация является одним из эффективных путей борьбы с чрезмерной сложностью законодательного урегулиро¬вания в различных сферах.
И хотя унификация выступает как антипод специализации, эти два явления тесно взаимосвязаны между собой и образуют главные направления процесса прогрессивного развития всей системы совре¬менного законодательства. Подвижность ее границ в известной мере влияет на качественное состояние и эффективность регламентационного механизма, в котором подчас сталкиваются противоположные тенденции. В основе этих противоположностей лежат диалектические противоречия как социально-экономического, так и правового ха¬рактера.
К первой группе противоречий относятся: несоответствие произ¬водственных отношений характеру производительных сил; разрыв между производством и потребностями граждан, стоимостью и ценой товаров, между требованием объективных экономических законов и их субъективным осознанием в процессе управления; имущественное неравенство и т.д. Вместе с тем экономические противоречия не изолированы. Они оказывают заметное влияние на внутренние процессы зако¬нодательства и обнаруживаются между его сущностью и содержанием, формой и содержанием, внутри самой сущности и т.д.
Таким образом, современные тенденции развития российского за¬конодательства представляют собой сложную и довольно противоре¬чивую систему различных его направлений по урегулированию много¬гранных общественных отношений.
Проводимые сегодня реформы затрагивают узловые проблемы со¬циально-экономического, политического, национально-государствен¬ного и правового развития нашего общества. Особая роль в их решении отводится действующему федеративному законодательству, его опти¬мальному соотношению с республиканскими правовыми системами посредством учета таких тенденций, как специализация и унификация. «Они — отражение реальной жизни, ее сложности, динамичности, раз¬нообразия», а также воплощение различных уровней правовой рег¬ламентации многогранных внутрифедеративных взаимосвязей.
Именно этими двумя объективными и не исключающими друг друга закономерностями во многом характеризуется современная социально-юридическая практика. Специализация и унификация пронизывают все ее сферы: экономику и политику, управление и законодательство .
Заключение:
Современная наука переживает подъем благодаря интеграции, слиянию, объединению различных наук и их познавательного инструментария. Этот процесс, постепенно охватывающий и юридическую науку, несет с собой плодотворные результаты, возникновение множества новых и оригинальных методологических направлений именно на стыке наук. К ним относится, например, правовая кибернетика, хозяйственное право, криминология, конкретно-социологические исследования правовой жизни, социально-психологическое изучение правового поведения, «управленческое» правоведение, профилактическое право и др. Перспективность этих направлений не вызывает сомнений. Но и традиционные отраслевые юридические науки приобретают совершенно иной вид. В наше время не существует, например, гражданского и хозяйственного права вне экономической науки, уголовного права помимо криминологии, административного права без науки управления, семейного права без этики, международного права при отсутствии внешнеполитических связей и международных отношений, учения о мировом сообществе и т. д.
Всестороннее познание права, углубленное проникновение в его сложные явления и процессы, в том числе и правотворческий процесс, невозможно в рамках юридического догматизма. Юридические концепции типа «чистого учения о праве» отживают свой век. Лишь в единстве и органической связи с закономерностями и тенденциями общественного развития в целом могут быть поняты и объяснены, развиты и преобразованы правовые системы, институты и отношения, отвечающие современным потребностям социального прогресса. Это означает не только их узкоюридическое, но и значительно более широкое видение, прежде всего философское и социологическое, историческое и экономическое, политическое и психологическое, этическое и аксеологическое. Отсюда и объективно необходимое, неизбежное и неотложное веление нашего времени - сотрудничество всех отраслей обществоведения в комплексном познании социальных объектов, в том числе юридических.
Правотворческий и законотворческий процессы, как мы убедились, соотносятся как общее и особенное. Но, памятуя о том, что законы занимают в правовой системе особое положение, мы выделяем в законотворческом процессе ряд характерных признаков. Саму процедуру принятия законов регулируют правила, закрепленные конституционно.
Процесс законотворчества - это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных выражающих общественные потребности законов может служить основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона. Ситуация значительно бы улучшилась, если: