Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.
Правотворчество – это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.
Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.
Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством.
Правотворческий процесс как юридическое понятие необходимо строго ограничить от общесоциального понятия законотворчества. Смешение их допускается даже в учебной литературе. Правотворческий процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значения:
1. Порядок деятельности ( в данном случае по созданию закона).
2. Сама эта деятельность.
Она осуществляется законодательным органом – парламентом и главой государства при возможном в определенных случаях участии правительства либо в редких случаях посредством референдума. Законотворчество – более широкое понятие, ибо охватывает деятельность, правом подчас не регулируемую, и не исчерпывается собственно созданием закона, а включает Важный момент при сбалансированности общенародного и общевидового в правовом регулировании - согласование внутригосударственных правовых нормативов с нормами международного права. Принцип приоритета международного права в цивилизованном обществе получил признание, имеет конституционное значение, получил практическое применение. Ратифицируемый международно-правовой нормативный акт порождает не только межгосударственные, но и внутригосударственные правоотношения, что сказывается на общей структуре и нормативных качествах внутригосударственного законодательства, его функционировании.
Известна универсальная значимость для развития межгосударственных и внутригосударственных отношений таких нормативно-правовых актов, как Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Пакты о правах человека I966 г. и др. Отражая общечеловеческие потребности и интересы, указанные акты выступают как общезначимая правовая модель социально-личностных отношений в сообществе народов, закрепляя основополагающие правовые понятия «народный суверенитет», «право народов на самоопределение", "демократия", "закон", "гражданин", "права человека" и др.
Именно общечеловеческие правовые ценности и создают предпосылки для определенного согласования внутригосударственного и международного права для установления универсального правового регулятора общественного бытия.
32. Поленина С.В. Новое в системе законодательства РФ. // Государство и право. 1994.№12. С.27.
33. Правотворчество в СССР. / Под ред. Мицкевича А.В.: М., Право, 1974. С.320.
34. Синюков В.Н. Исполнение законов. // Советское государство и право.
35. Советское законодательство: пути перестройки. / Под ред. Мицкевича А.В., Приголкина А.C./ М.,: Юрид.л., I989. C.43I.
36. Спасов Б.П. Закон и его толкование. М.:Юрид.л., 1986.С.91.
37. Спиридонов А.Н. Теория государства и права. М.: 1999
38. Теория права и государства. / Под ред. Лазарева В.В./. М.: Юрид.л., 1994. C.123.
39. Тихомиров В., Приголкин А., Казьмин И. Законотворчество и план. // Народный депутат. I990. №9. С.95.
40. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998
41. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. Юрист:1998
42. Цвайгерт К., Кётц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т. 1. Основы. М., 1995. С. 273-274.
43. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права Т.1,2 М.: 1995