Введение:
Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.
Правотворчество – это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.
Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.
Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством.
Правотворческий процесс как юридическое понятие необходимо строго ограничить от общесоциального понятия законотворчества. Смешение их допускается даже в учебной литературе. Правотворческий процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значения:
1. Порядок деятельности ( в данном случае по созданию закона).
2. Сама эта деятельность.
Она осуществляется законодательным органом – парламентом и главой государства при возможном в определенных случаях участии правительства либо в редких случаях посредством референдума. Законотворчество – более широкое понятие, ибо охватывает деятельность, правом подчас не регулируемую, и не исчерпывается собственно созданием закона, а включает оценку его эффективности и возможную последующую корректировку. В этой деятельности участвуют и такие субъекты, которые никакими специальными правами в данной области не обладают («группы давления», исследовательские центры и т. п.).
В данной дипломной работе рассматривается правотворческий процесс в его первом значении – как порядок деятельности по созданию закона ( в том числе и такого, который исправляет или отменяет уже действующий закон). Именно это и является целью дипломной работы.
Глава 4:
Процесс преобразования российского общества находит свое отра¬жение в функционировании многих закономерностей социально-пра¬вового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется и содержание норма¬тивного материала, видоизменяются тенденции его совершенствова¬ния и развития.
Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсифи¬кация законодательства; противоречивость и конкурентоспособность его структур; увеличение массива технико-юридических предписаний. Указанные тенденции условно можно разделить на три большие груп¬пы. К первой группе относятся: всестороннее усиление законода¬тельного приоритета, интенсификация и стремление к стабильности. Ко второй — специализация законодательства с ее различными фор¬мами проявления: дифференциацией, конкретизацией, детализацией. И третью группу входят правовая унификация и сопутствующие ей процессы, интеграция, генерализация, универсализация, издание комплексных нормативных актов.
Центральное место в иерархии этих тенденций принадлежит зако¬нодательному приоритету как одному из магистральных путей эффек¬тивного обеспечения новой государственной политики в области ста¬новления рыночных отношений, всемерной охраны прав и свобод лич¬ности.
Проводимое сегодня всестороннее обновление законодательства - своеобразное очищение его от рутины, засоренности и ведомственной урегулированности. Такая реконструкция обусловлена также необхо¬димостью внедрения новых методов в управление народным хозяйст¬вом, реформированием государственно-властных структур. Углубле¬ние специализации социально -экономических процессов увеличивает фон правовых изменений и способствует принятию важнейших зако¬нодательных актов в областях, которые ранее не охватывались право¬вым воздействием. Ценность закона начинает повышаться прямо про¬порционально его истинной роли в жизни общества и выводит тенден¬цию его верховенства на передний план среди других направлений. Однако уровень социальной отдачи данной тенденции всецело зависит от успешного функционирования всей совокупности «соподчинен¬ных» закономерностей. Именно они наиболее полно раскрывают ее содержание, юридическую природу, формы проявления и т.д.
Кроме того, всеобщее и точное исполнение закона — фундамент прочных государственных взаимосвязей между республиками и цент¬ром, приоритета закона в отношении других подзаконных правовых актов. При неукоснительном соблюдении эти акты не смогут формали¬зовать действующее законодательство, обратить его в «бумажное право». Цель их принятия состоит исключительно в конкретизации, дополнении и развитии содержания закона, и поэтому они не должны ни на йоту выходить за рамки его общего смысла.
Интенсификация законодательства как одна из характерных черт его современного развития способствует тому, что юридически пра¬вильное, всестороннее урегулирование общественных отношений осу¬ществляется и за счет издания новых нормативных актов, и путем повышения качества, эффективности действующего законодательства, усиления его научной обоснованности. Процесс интенсификации на¬правлен на максимальное использование внутренних «ресурсов» имеющегося законодательного массива.
Уровень интенсификации в немалой степени зависит и от субъек¬тивного фактора. Такая зависимость проявляется, по крайней мере, в двух направлениях. Во-первых, в сфере правотворчества — это издание компетентным органом нормативного акта, соответствующего духу времени (так называемая правотворческая оперативность). Во-вторых, в сфере правоприменения — это грамотное полновесное использование юридического акта (правоприменительная активность).
Заключение:
Современная наука переживает подъем благодаря интеграции, слиянию, объединению различных наук и их познавательного инструментария. Этот процесс, постепенно охватывающий и юридическую науку, несет с собой плодотворные результаты, возникновение множества новых и оригинальных методологических направлений именно на стыке наук. К ним относится, например, правовая кибернетика, хозяйственное право, криминология, конкретно-социологические исследования правовой жизни, социально-психологическое изучение правового поведения, «управленческое» правоведение, профилактическое право и др. Перспективность этих направлений не вызывает сомнений. Но и традиционные отраслевые юридические науки приобретают совершенно иной вид. В наше время не существует, например, гражданского и хозяйственного права вне экономической науки, уголовного права помимо криминологии, административного права без науки управления, семейного права без этики, международного права при отсутствии внешнеполитических связей и международных отношений, учения о мировом сообществе и т. д.
Всестороннее познание права, углубленное проникновение в его сложные явления и процессы, в том числе и правотворческий процесс, невозможно в рамках юридического догматизма. Юридические концепции типа «чистого учения о праве» отживают свой век. Лишь в единстве и органической связи с закономерностями и тенденциями общественного развития в целом могут быть поняты и объяснены, развиты и преобразованы правовые системы, институты и отношения, отвечающие современным потребностям социального прогресса. Это означает не только их узкоюридическое, но и значительно более широкое видение, прежде всего философское и социологическое, историческое и экономическое, политическое и психологическое, этическое и аксеологическое. Отсюда и объективно необходимое, неизбежное и неотложное веление нашего времени - сотрудничество всех отраслей обществоведения в комплексном познании социальных объектов, в том числе юридических.
Правотворческий и законотворческий процессы, как мы убедились, соотносятся как общее и особенное. Но, памятуя о том, что законы занимают в правовой системе особое положение, мы выделяем в законотворческом процессе ряд характерных признаков. Саму процедуру принятия законов регулируют правила, закрепленные конституционно.
Процесс законотворчества - это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных выражающих общественные потребности законов может служить основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона. Ситуация значительно бы улучшилась, если:
1. Правительство не было бы критикой и тормозом законодательного процесса, а концентрировало свое внимание на качественной подготовке законопроектов.