Дипломная по теме: Правотворчество

Название работы: Правотворчество

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

ТГП

Страниц:

67 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРАВОТВОРЧЕСТВА, ЕГО ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ 5

1.1 Природа и назначение правотворчества 5

1.2 Принципы и виды правотворчества 8

1.3 Обеспечение правотворческой деятельности 15

ГЛАВА 2. ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ 18

2.1 Основные стадии законотворческого процесса 21

ГЛАВА 3. ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ТЕХНИКА И ПРАВОТВОРЧЕСКИЕ ОШИБКИ 27

3.1 Понятие и основные требования юридической техники 27

3.2 Систематизация законодательства 32

3.3 Логические основы правотворческого процесса. 37

3.4 Функции языка в правотворческой деятельности 48

ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 64

Выдержка:

Введение:

Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

Правотворчество – это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.

Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством.

Правотворческий процесс как юридическое понятие необходимо строго ограничить от общесоциального понятия законотворчества. Смешение их допускается даже в учебной литературе. Правотворческий процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значения:

1. Порядок деятельности ( в данном случае по созданию закона).

2. Сама эта деятельность.

Она осуществляется законодательным органом – парламентом и главой государства при возможном в определенных случаях участии правительства либо в редких случаях посредством референдума. Законотворчество – более широкое понятие, ибо охватывает деятельность, правом подчас не регулируемую, и не исчерпывается собственно созданием закона, а включает оценку его эффективности и возможную последующую корректировку. В этой деятельности участвуют и такие субъекты, которые никакими специальными правами в данной области не обладают («группы давления», исследовательские центры и т. п.).

В данной дипломной работе рассматривается правотворческий процесс в его первом значении – как порядок деятельности по созданию закона ( в том числе и такого, который исправляет или отменяет уже действующий закон). Именно это и является целью дипломной работы.

Глава 4:

Процесс преобразования российского общества находит свое отра¬жение в функционировании многих закономерностей социально-пра¬вового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется и содержание норма¬тивного материала, видоизменяются тенденции его совершенствова¬ния и развития.

Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсифи¬кация законодательства; противоречивость и конкурентоспособность его структур; увеличение массива технико-юридических предписаний. Указанные тенденции условно можно разделить на три большие груп¬пы. К первой группе относятся: всестороннее усиление законода¬тельного приоритета, интенсификация и стремление к стабильности. Ко второй — специализация законодательства с ее различными фор¬мами проявления: дифференциацией, конкретизацией, детализацией. И третью группу входят правовая унификация и сопутствующие ей процессы, интеграция, генерализация, универсализация, издание комплексных нормативных актов.

Центральное место в иерархии этих тенденций принадлежит зако¬нодательному приоритету как одному из магистральных путей эффек¬тивного обеспечения новой государственной политики в области ста¬новления рыночных отношений, всемерной охраны прав и свобод лич¬ности.

Проводимое сегодня всестороннее обновление законодательства - своеобразное очищение его от рутины, засоренности и ведомственной урегулированности. Такая реконструкция обусловлена также необхо¬димостью внедрения новых методов в управление народным хозяйст¬вом, реформированием государственно-властных структур. Углубле¬ние специализации социально -экономических процессов увеличивает фон правовых изменений и способствует принятию важнейших зако¬нодательных актов в областях, которые ранее не охватывались право¬вым воздействием. Ценность закона начинает повышаться прямо про¬порционально его истинной роли в жизни общества и выводит тенден¬цию его верховенства на передний план среди других направлений. Однако уровень социальной отдачи данной тенденции всецело зависит от успешного функционирования всей совокупности «соподчинен¬ных» закономерностей. Именно они наиболее полно раскрывают ее содержание, юридическую природу, формы проявления и т.д.

Кроме того, всеобщее и точное исполнение закона — фундамент прочных государственных взаимосвязей между республиками и цент¬ром, приоритета закона в отношении других подзаконных правовых актов. При неукоснительном соблюдении эти акты не смогут формали¬зовать действующее законодательство, обратить его в «бумажное право». Цель их принятия состоит исключительно в конкретизации, дополнении и развитии содержания закона, и поэтому они не должны ни на йоту выходить за рамки его общего смысла.

Интенсификация законодательства как одна из характерных черт его современного развития способствует тому, что юридически пра¬вильное, всестороннее урегулирование общественных отношений осу¬ществляется и за счет издания новых нормативных актов, и путем повышения качества, эффективности действующего законодательства, усиления его научной обоснованности. Процесс интенсификации на¬правлен на максимальное использование внутренних «ресурсов» имеющегося законодательного массива.

Уровень интенсификации в немалой степени зависит и от субъек¬тивного фактора. Такая зависимость проявляется, по крайней мере, в двух направлениях. Во-первых, в сфере правотворчества — это издание компетентным органом нормативного акта, соответствующего духу времени (так называемая правотворческая оперативность). Во-вторых, в сфере правоприменения — это грамотное полновесное использование юридического акта (правоприменительная активность).

Заключение:

Современная наука переживает подъем благодаря интеграции, слиянию, объединению различных наук и их познавательного инструментария. Этот процесс, постепенно охватывающий и юридическую науку, несет с собой плодотворные результаты, возникновение множества новых и оригинальных методологических направлений именно на стыке наук. К ним относится, например, правовая кибернетика, хозяйственное право, криминология, конкретно-социологические исследования правовой жизни, социально-психологическое изучение правового поведения, «управленческое» правоведение, профилактическое право и др. Перспективность этих направлений не вызывает сомнений. Но и традиционные отраслевые юридические науки приобретают совершенно иной вид. В наше время не существует, например, гражданского и хозяйственного права вне экономической науки, уголовного права помимо криминологии, административного права без науки управления, семейного права без этики, международного права при отсутствии внешнеполитических связей и международных отношений, учения о мировом сообществе и т. д.

Всестороннее познание права, углубленное проникновение в его сложные явления и процессы, в том числе и правотворческий процесс, невозможно в рамках юридического догматизма. Юридические концепции типа «чистого учения о праве» отживают свой век. Лишь в единстве и органической связи с закономерностями и тенденциями общественного развития в целом могут быть поняты и объяснены, развиты и преобразованы правовые системы, институты и отношения, отвечающие современным потребностям социального прогресса. Это означает не только их узкоюридическое, но и значительно более широкое видение, прежде всего философское и социологическое, историческое и экономическое, политическое и психологическое, этическое и аксеологическое. Отсюда и объективно необходимое, неизбежное и неотложное веление нашего времени - сотрудничество всех отраслей обществоведения в комплексном познании социальных объектов, в том числе юридических.

Правотворческий и законотворческий процессы, как мы убедились, соотносятся как общее и особенное. Но, памятуя о том, что законы занимают в правовой системе особое положение, мы выделяем в законотворческом процессе ряд характерных признаков. Саму процедуру принятия законов регулируют правила, закрепленные конституционно.

Процесс законотворчества - это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных выражающих общественные потребности законов может служить основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона. Ситуация значительно бы улучшилась, если:

1. Правительство не было бы критикой и тормозом законодательного процесса, а концентрировало свое внимание на качественной подготовке законопроектов.

Похожие работы на данную тему