Введение:
Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую акту¬альность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности, коллективных форм организации, обуславливающих взаимодействие различных социальных, профессиональных, культур¬ных, возрастных групп населения и т.д. Гуманистическая направлен¬ность культурно-досуговой деятельности, воспитание потребности ин¬дивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночны¬ми отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании.
Основное назначение учреждений культуры - создание условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и форми¬рование мотивов поведения, что требует значительных организацион¬но-педагогических усилий.
Принятие самостоятельных решений в процессе трудовой дея¬тельности и на досуге формирует новый тип человека, существенными чертами которого являются: заинтересованное отношение к делу, ак¬тивность, способность к сочетанию умственного и физического, испол¬нительского и управленческого труда. Творческий характер труда сти¬мулирует познавательную активность и самообразовательную деятель¬ность населения. Поэтому культурно-досуговая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей ее политического, культурного и нравственного развития в сфере про¬изводства и досуга. Переход к рыночным отношениям вызывает необ¬ходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреж¬дений культуры, методов ее осуществления.
Глава 2:
Один из самых серьезных творческих импульсов, по мнению Екатерины Зайце¬вой, дают заказчики. Желания клиентов подталкивают творческую фантазию. Ког¬да человек просит сделать что-то конкрет¬ное, именно то, что он хочет видеть на сво¬ем празднике или подарить близкому чело¬веку (ворону, например, поросенка и т. д.), художник, который стремится зарекомен¬довать себя как профессионал высокого уровня, непременно сделает это. Люди хо¬тят удивить друзей, близких с помощью шаров, и оформители должны в полной мере этому способствовать. Наличие постоянных клиентов - это, несомненно, при¬знание мастерства. Но. кроме того, это еще и мощный творческий стимул, вынуж¬дающий придумывать новые формы, во¬площать новые идеи:
"В работе с постоянными клиентами мы не можем допустить повторений. Они поняли наши возможности, как художни¬ков, и возможности воздушных шаров, как материала, поверили в нас. Хотелось бы, чтобы каждый следующий заказ становил¬ся ступенькой вверх по лестнице в творче¬ском росте. Мы стараемся понимать клиен¬тов, их вкусы, сами предлагаем новые ре¬шения в оформлении праздников, исполь¬зуем дополнительные материалы, которые гармонируют с тарами, подчеркивают их красоту".
Очень большое значение в професси¬ональной жизни художников-оформителей имеют конкурсы, фести¬вали. Только такая фор¬ма общения дизайнеров страны может способст¬вовать развитию офор мительского искусства, создавать благоприят¬ную обстановку для об¬мена опытом. Команда
Екатерины Зайце¬вой - победитель конкурсов по фо¬тографиям, кото¬рые ежегодно про¬водит компания "МФ Поиск", "Ди-зайнер-2001" и "Дизайнер-2002", а также серебряный призер III Международного фестиваля воздушных шаров "Цветное не¬бо" в номинации "Настольное оформле¬ние". Студия Екатерины Зайцевой всегда открыта для любых форм общения и со¬трудничества с коллегами. А сама Екатери¬на является одним из ведущих и самых по¬пулярных лекторов на семинарах в компа¬нии "МФ Поиск".
"Лектор несет ответственность за учеников, - считает Екатерина, - он должен быть готов к тому, что люди будут звонить, задавать вопросы. Уважение коллег доро¬го стоит и зарабатывается годами. Мои консультации не заканчивают¬ся вместе с окончанием семи¬наров. Из разных уголков стра¬ны люди звонят по телефону, просят совета о том, как посту¬пить в той или иной ситуации". Как и все художники-оформители страны, Екатерина не обходится без опыта зару¬бежных коллег, разумеется, перерабатывая его с учетом нашей специфики. Решая про¬блему совмещения творчества и бизнеса, компания Екатери¬ны Зайцевой сочла для себя необходимым освоить искусст¬во подарочных букетов и композиций:
"В Америке большую часть в офор¬мительском бизнесе занимают именно бу¬кеты, а мы идем по их стопам. Изготовле¬ние букетов оттачивает мастерство, будит воображение, подталкивает к применению дополнительных материалов, развивает об¬разное и пространственное видение. Иметь возможность предложить клиенту, кроме оформления, подарочные букеты, настоль¬ные композиции очень важно для творчес¬кого развития. Ведь в одной композиции могут быть использованы самые различные технологии, и задачи стоят более слож¬ные, - в малых формах любая, даже незна¬чительная погрешность бросается в глаза и портит впечатление от работы. Это очень хороший тренинг на фантазию, чистоту и ювелирность исполнения. Кроме того, это хороший заработок, особенно в межсезо¬нье, когда нет больших праздников".
Заключение:
Культурно-досуговую деятельность рассматривают как процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духов¬ной форме. Она функционирует в разнохарактерной, динамично разви¬вающейся природной и социальной среде и представляет собой цен¬ности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата.
Формы, методы и средства культурно-досуговои деятельности при¬сущи данному типу общественных и производственных отношений об¬щества и отражают уровень овладения человеком духовной и матери¬альной культурой. Поэтому культурно-досуговая деятельность рассмат¬ривается нами целостно, в виде исторически конкретной системы в единстве всех культурных институтов и особой структуры художествен¬ного сознания, обусловленной общим социокультурным контекстом современности.
Занятие или участие в культурно-досуговой деятельности есть не¬обходимое условие обретения человеком свободы, поскольку становит¬ся одним из рычагов, инструментов проявления человека себя в соци¬уме, через различные формы.
Культурно-досуговая деятельность рассматривается не только как совокупность ценностей, традиций, норм и деятельности отдельных субъектов, но прежде всего как "надиндивидуальная" систе¬ма, единство и целостность которой обеспечиваются консолидирую¬щими ценностями и механизмами развития, воспитания и обучения, составляющие которого существуют внутри него в органической вза¬имосвязи друг с другом.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы художественного оформления культурно-досуговых программ, дано определение художественного оформления культурно-досуговых мероприятий, показаны различные аспекты оформления КДП с точки зрения драматургии и сценарно-режиссерских технологий.
Здесь показано, что культурно-досуговая деятельность есть процесс создания, распро¬странения и умножения духовных ценностей. Это положение подтверж¬дается следующим определением: Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни об¬щества, функционально объединяющая социальные институты, при¬званные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности.
Здесь же рассмотрено понятие драматургии, которая является основой, связующей тканью, на которой в различных формах можно реализовывать разнообразные направления культурно-досуговой деятельности. Подбор и использование драматур¬гического материала являются важнейшим фактором эффективности культурно-досуговой деятельности.