Введение:
Финансовый контроль за деятельностью бюджетных учреждений в любой стране является составной частью общей системы финансового контроля. Это одна из функций управления финансами, направленная на проверку законности и обоснованности финансово-хозяйственных операций с помощью контрольных мероприятий.
Долгое время под финансовым контролем понимали деятельность, связанную с проверкой учетных записей и полноты их отражения в отчетности. Однако современная теория финансов, рассматривает финансовый контроль как форму реализации контрольной функции финансов, трактует его более широко: не только как проверку правильности ведения учетных операций, своевременности и полноты их отражения в финансовой документации, но и как ревизию соблюдения финансово-хозяйственного законодательства, законности осуществления всех хозяйственных операций, установление фактов нарушения финансовой дисциплины. Очевидно, что содержание финансового контроля выходит за рамки проверки чисто учетных операций.
В ходе осуществления контрольных мероприятий проверяется законность всех совершаемых финансово-хозяйственных операций, устанавливаются полнота и своевременность формирования финансовых ресурсов, их целевой характер и эффективность использования, выявляются нарушения финансовой дисциплины.
В зависимости от содержания и конкретных задач в составе финансового контроля можно выделить виды: внутрихозяйственный, аудиторский и государственный.
Внутрихозяйственный контроль обеспечивает проверку финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, ведется внутренними структурными подразделениями самого субъекта и ориентирован на предупреждение возможных нарушений действующего законодательства.
Аудиторский контроль осуществляет проверку достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности, ведется независимыми аудиторскими фирмами и индивидуально работающими аттестованными аудиторами.
Глава 3:
В ходе проверки ревизоры должны установить:
1) законность образования и расходования внебюджетных средств (имеются ли утвержденные приходно-расходные сметы по каждому виду специальных средств (средства от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности) и по каждому учреждению в отдельности;
2) правильность применения нормативных правовых актов и учредительных документов, регулирующих вопросы предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
3) наличие утвержденной сметы доходов и расходов, обоснованность расчетов к ней в части предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (у большинства бюджетных учреждений сметы составляют на каждый вид дохода);
4) правильность исполнения сметы доходов и расходов в части предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
5) не было ли случаев незаконного использования специальных средств на расходы, предусмотренные сметой по бюджету и наоборот;
6) соблюдается ли установленный порядок поступления доходов и приема наличных денег по квитанциям;
7) не допускается ли передвижение сметных назначений из одного вида специальных средств в другой;
В целях налогообложения особенно важно разграничить доходы от предпринимательской деятельности и доходы, получаемые за счет различных видов платных услуг, осуществляемых на некоммерческих началах; поскольку доходы от реализации продукции, работ, услуг, не относящихся к предпринимательской деятельности, освобождены от обложения налогом на прибыль предприятий и организаций, в то время как доходы от предпринимательской деятельности облагаются налогом в общем порядке в соответствии с главой 25 НК РФ.
11. Проверка достоверности отчетных данных.
При проверке годового (квартального) отчета нашей ревизионной группе необходимо проверить представление его в полном объеме (т.е. наличие всех необходимых форм.) Все формы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером.
Необходимо обратить внимание на то, чтобы при составлении бухгалтерских отчетов и балансов были обеспечены:
- полнота отражения за отчетный период всех операций и результатов инвентаризации денежных средств, материальных ценностей и расчетов;
тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на 1-ое число отчетного периода, а также данных бухгалтерских отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета; (основанием для записей в бухгалтерском учете должны служить только надлежаще оформленные первичные документы или приравненные к ним технические носители информации);
- правильность и полнота заполнения всех форм отчетности, согласованность взаимосвязанных показателей.
Заключение:
Методические материалы по которым сейчас приходится работать были выпущены в 70-80 года. Когда их изучаешь, то приходится в уме все переводить на современную видимость экономики. Еще с тех времен сохранилось множество недоработок и недочетов, которые никем не разрабатывались.
До сих пор нет отдельного федерального закона, касающегося вопросов финансового (в том числе государственного) контроля, который бы регламентировал деятельность органов государственного финансового контроля страны, определял права и обязанности, полномочия и функции каждого звена общей системы финансового контроля, их цели, задачи и компетенцию, регламентирующие сроки и порядок проведения контрольных мероприятий, обеспечивал координацию деятельности контролирующих органов.
Права предоставленные современным контролерам недостаточны, для того, чтобы затребовать возмещения нанесенного экономике ущерба полностью и в кратчайшие сроки. Как говорят сами ревизоры на практике: «Мы только констатируем факты…». Все решения по итогам проверки принимаются вышестоящим органом.
На практике был случай, когда ревизора просто не пускали в здание подлежащего проверке учреждения.
Назрела необходимость пересмотреть с современных позиций нормативные акты, регламентирующие определение и классификацию финансовых нарушений, порядок применения штрафных и иных санкций в случае выявления финансовых нарушений и других видов ответственности.
Для повышения рациональности и эффективности использования бюджетных средств необходимо совершенствовать финансовый контроль с тем, чтобы он не только констатировал факты нарушений (когда они уже произошли), а и выполнял предупредительно - профилактическую функцию.
Нужно стремится к тому, чтобы финансовые нарушения не просто регистрировались, а пресекались на этапе проверки.
Финансовый контроль должен быть инструментом предупреждения финансовых нарушений.
Решение задачи эффективности финансового контроля – это уменьшить число злоупотреблений и правонарушений, связанных с использованием государственного имущества.
В настоящее время получается так, что нарушения ревизором найдены, в акте подробно описаны, выговор нарушителю объявлен, а через некоторой время все равно это нарушение имеет место. Поскольку мало внимания уделяется недоработкам и недочетам в нормативных материалах, которые местами друг другу противоречат.
Например, в Законе РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 говорится о том, что руководитель учреждения может премировать работника по усмотрению трудового коллектива, а в связи с распоряжением Департамента Образования материальное стимулирование работников образовательных учреждений в течение 2-х лет запрещалось без подписи вышестоящей организации (т.е. Департамента Образования).
В бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике на 2003 год» было отмечено, что:
«Для повышения эффективности функционирования системы управления государственными финансами необходимо упорядочение законодательства в этой сфере».
Для усиления финансового контроля и определения реальной картины сохранности и использования государственных средств и имущества необходимо создание общегосударственной системы учета результатов деятельности органов государственного контроля и их взаимодействия с другими органами.