Дипломная по теме: Реформа пенсионного законодательства в Российской федерации

Название работы: Реформа пенсионного законодательства в Российской федерации

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

72 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1 История развития пенсионного обеспечения в России 7

1.1Эволюция пенсионного обеспечения в России 7

1.2Оценка современного состояния пенсионной системы в Российской Федерации 16

Глава 2 Сущность и актуальность пенсионной реформы в Российской Федерации 22

2.1 Пенсионная реформа 22

2.2 Структура пенсионной системы 26

2.3 Характеристика основных законов о пенсии, вступивших в действие

с 1.01.2002 года 33

2.4 Инвестирование пенсионных накоплений 54

2.5 Сравнительный анализ состояния системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации 59

2.6 Модернизация пенсионной системы 62

Заключение 65

Список использованных источников 67

Приложение А 70

Приложение Б 72

Выдержка:

Введение:

Одной из наиболее сложных социально–экономических проблем современности является проблема массовой бедности населения. Ситуация осложняется тем, что Россия вступила на путь экономических преобразований имея невысокий базовый уровень жизни и доходов населения, низкий жизненный стандарт у большинства населения, отсутствие экономического стимула, значительную скрытую безработицу, надежду не на свои силы, а на государственный патернализм, идеализированное представление о западных ценностях и рыночных отношениях.

Бедность многостороннее – социально–экономическое и психологическое общественное явление, фокусирует в себе социальные, экономические, а, зачастую, и политические проблемы государства.

Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижению соответствующего возраста обеспечена Конституцией РФ, в которой отмечено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1,с.1].

Пенсионное обеспечение, несомненно, является одной из основных функций государства, задача которого в этой сфере - обеспечение возможности каждого трудоспособного гражданина влиять на размер своей будущей пенсии; обеспечение соответствия ее размера трудовому вкладу конкретного работника. Такой подход к пенсионному обеспечению приводит к тому, что необходимость задумываться о будущей пенсии возникает перед каждым гражданином уже в молодом возрасте, а не только при достижении им пенсионного возраста [18, с.6].

Пенсионная реформа в настоящее время не случайна, если принять во внимание, что ранее действующий закон о государственных пенсиях был принят более десяти лет назад и не соответствовал изменившимся условиям жизни. Несмотря на то, что за эти годы пенсионная система претерпела существенные изменения, затронувшие ее финансовые и организационные институты (имеется в виду создания Пенсионного фонда, сокращение до минимума дотаций федерального бюджета на пенсионное обеспечения, появление негосударственных пенсионных фондов), тем не менее, обеспечить ее эффективную работу не удалось. Негативные демографические изменения, которые, по прогнозам, должны обострить социально-экономическую ситуацию в России в ближайшие 10-15 лет, заставили искать новые подходы в решение задач, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Действующая ранее пенсионная система, была основана на принципах солидарности поколений, даже частично модернизированная, не сможет обеспечить достойный уровень жизни нынешним и тем более будущим пенсионерам. Все эти обстоятельства послужили поводами к осуществлению пенсионной реформы.

Глава 2:

Знание гражданами приобретенных ими пенсионных прав и зависимости между участием в работе пенсионной системы, с одной стороны, и размером и составными частями будущей пенсии, с другой стороны, - одна из целей и необходимое условие преобразований, производящихся в настоящее время в пенсионной системе Российской Федерации.

Информация о пенсионных правах, заработанных гражданином к текущему моменту, и знание норм пенсионного законодательства позволяют ему выработать линию поведения, наиболее эффективную в плане повышения размера пенсии, которая его ожидает к моменту наступления пенсионного возраста. В действующей пенсионной системе главным способом достижения этой цели является максимизация суммы страховых взносов, уплаченных страховых взносов, уплаченных страхователями за данное застрахованное лицо.

Знание пенсионных прав застрахованными лицами является одной из целей преобразования пенсионной системы, потому что осуществляемая модернизация в определенной мере ориентируется на «экономического человека», который, обладая знаниями о своем экономическом положении и имеющимся у него возможностях, принимает рациональные решения и сумма предпочтений всех граждан определяет вектор экономического развития государства. Кроме того, знание каждым гражданином обязательств, взятых государством в текущий момент времени в отношении его будущей пенсии, укрепляет уверенность людей в их завтрашнем дне и способствует стабильности общества.

Такое знание является также и средством преобразований, так как модернизация пенной системы предполагает планирование человеком (лицом, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования) своей жизни с учетом пенсионного будущего, а для подобного планирования необходимо знать не только правовое пространство возможных действий застрахованного лица, но и его текущее положение в этом пространстве.

Пенсионный фонд Российской Федерации изначально стремится облегчить информацию взаимодействие страхователей с территориальными органами Пенсионного фонда России. Периодичность отчетности приведена к одному разу в год. Создаются условия для передачи информации в Пенсионный фонд России в электронной форме с электронной цифровой подписью, что упрощает действия страхователя и устраняет необходимость подготовки, подписания, удостоверения печатью и транспортировки большого количества бумажных документов.

Таблица 1 - Данные о представлении страхователями индивидуальных

Заключение:

С 1 января 2002 года на территории России действует пенсионная реформа, коренным образом изменившая всю законодательную базу, регулирующую систему пенсионного обеспечения. Основу пенсионной реформы составили принятые в декабре 2001 года Законы:

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ;

«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ;

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г.

Суть пенсионной реформы заключается в переходе на совершенно новый принцип пенсионного обеспечения – на основе пенсионного страхования.

Пенсионная реформа, основанная на страховом принципе, решает следующие задачи:

- выведение скрытых частей заработной платы из «тени» и увеличение за счет этого поступления средств для выплаты пенсии сегодняшним пенсионерам;

- создание стимула для работающих к полной уплате взносов со всех своих доходов;

- обеспечение «прозрачности» пенсионной системы.

Решение этих задач позволяет сформировать новую пенсионную модель– более простую и удобную для расчетов, более понятную гражданам.

Следует отметить, что пенсионная реформа направлена не только на повышение уровня материального обеспечения нынешних пенсионеров, но в большей степени создает предпосылки для формирования пенсионного обеспечения для будущего поколения.

Поскольку размер пенсии будет зависеть от суммы уплаченных страховых взносов, уже сейчас каждый работодатель обязан своевременно и в полном объеме перечислять в Пенсионный фонд страховые взносы. Несвоевременная уплата взносов работодателем означает, что его работники не получат право на страховую и накопительную части трудовой пенсии, то есть будут ущемлены в своих пенсионных правах.

Именно страховые взносы - это тот личный вклад и индивидуальный показатель будущей пенсии. Чем больше взносов будет находиться на лицевом счете, тем выше будет пенсия.

За прошедшие после пенсионной реформы годы была проделана значительная работа, предприняты усилия по созданию инфраструктуры пенсионной системы, единой централизованной системы управления средствами обязательного пенсионного страхования, модификации распределительной модели пенсионного обеспечения и формированию накопительной составляющей пенсионной системы.

В настоящее время пенсионная система функционирует достаточно стабильно, имеющиеся финансовые резервы средств позволяют покрывать издержки перехода, связанные с формированием накопительной составляющей трудовой пенсии поколения застрахованных лиц, имеющего право на ее формирование, и обеспечивать своевременную индексацию уже назначенных пенсионных выплат и расчетного пенсионного капитала.

Похожие работы на данную тему