Введение:
Коренные социально-экономические преобразования в нашей стране, в первую очередь изменение экономической ситуации, становление рыночных отношений не могли не затронуть все сферы жизнедеятельности российского общества, в том числе и социальную.
Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижению соответствующего возраста обеспечена Конституцией РФ, в которой отмечено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (п.2 ст.7) / 1/.
Пенсионное обеспечение, несомненно, является одной из основных функций государства, задача которого в этой сфере - обеспечение возможности каждого трудоспособного гражданина влиять на размер своей будущей пенсии; обеспечение соответствия ее размера трудовому вкладу конкретного работника. Такой подход к пенсионному обеспечению приводит к тому, что необходимость задумываться о будущей пенсии возникает перед каждым гражданином уже в молодом возрасте, а не только при достижении им пенсионного возраста /2/.
К сожалению, ситуация, сложившаяся в сфере пенсионного обеспечения, свидетельствует об отсутствии у государства в данный момент возможности выплаты пенсии в размерах, соответствующих размерам хотя бы прожиточному минимуму.
Глава 2:
В дополнение к трудовым пенсиям должно развиваться дополни¬тельное пенсионное обеспечение и страхование в направлении пере¬дачи большего объема прав и ответственности и в этой сфере в компе¬тенцию работодателей и работников. Негосударственные пенсии по¬зволят гибко учитывать отраслевые
и территориальные особенности, а также индивидуальные запросы и ожидания граждан при определе¬нии суммарного уровня материального обеспечения по окончании трудовой деятельности.
Дальнейшее формирование и развитие дополнительного пенси¬онного обеспечения и страхования должно решать следующие за¬дачи:
- повышение уровня жизни пенсионеров-участников негосу¬дарственных пенсионных фондов и других категорий, охватываемых дополнительными видами пенсионного обеспечения и страхования;
- развитие социального партнерства работодателей и работников;
- привлечение свободных средств организаций и граждан в рос¬сийскую экономику для финансирования государственных инвести¬ционных проектов и
программ через систему размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов;
- использование влияния пенсионных планов пред¬приятий, отраслей и регионов для решения вопросов занятости и пе¬рераспределения экономически активного населения;
- содействие реформированию пенсионных льгот, связанных с особыми условиями труда, организации профессионального пенси¬онного страхования.
В целях обеспечения надежности институтов негосударственного пенсионного страхования и обеспечения, в первую очередь — негосу¬дарственных пенсионных фондов, необходимо формирование эффек¬тивной системы надзора и регулирования их деятельности, включая:
- реорганизацию существующих органов контроля, регулирова¬ния и развития институтов негосударственного пенсионного обеспе¬чения (страхования) с целью расширения их функций, повышения эффективности и ответственности;совершенствование системы учета и отчетности институтов не¬государственного пенсионного обеспечения (страхования) и повыше¬ние их информационной прозрачности.
Исходя из установок Программы пенсионной реформы в Российкой Федерации в первую очередь следует стимулировать формирование сети уполномоченных НПФ (негосударственных пенсионных фондов) для создания обязательных профессиональных пенсионных систем, а также территориальных НПФ , специализирующихся на обслуживании специальной части индивидуальных лицевых счетов обязательного финансирования трудовой пенсии. Соответствующая система отношений может быть определена как обязательно-добровольный механизм участия работодателей и наёмных работников в негосударственном пенсионном обеспечении.
Заключение:
С 1 января 2002 года на территории России действует пенсионная реформа, коренным образом изменившая всю законодательную базу, регулирующую систему пенсионного обеспечения. Основу пенсионной реформы составили принятые в декабре 2001 года Законы:
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ;
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ;
«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г.
Пенсионная реформа в будущем коснется всех жителей страны. По мнению специалистов, к 2015 - 2016 годам произойдет переход от солидарной, или распределительной, системы – когда все средства, собранные в качестве пенсионных взносов с работающих, распределялись и выплачивались пенсионерам – к накопительной схеме, по которой каждый работник сможет своими доходами влиять на размер будущей пенсии /20/.
Суть пенсионной реформы заключается в переходе на совершенно новый принцип пенсионного обеспечения – на основе пенсионного страхования.
Прежняя пенсионная система, основанная на принципе распределения, обеспечивала:
- низкий уровень размеров пенсии;
- недостаточный учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы;
- «уравниловку».
Пенсионное законодательство было сложным, содержало множество льгот и преимуществ для отдельных категорий граждан за счет других.
Для финансового обеспечения такой пенсионной модели необходимо иметь 3-х работающих на 1 пенсионера. Сейчас в России такое соотношение уже равно 1,25. В перспективе это соотношение будет продолжать снижаться.