Введение:
Коренные социально-экономические преобразования в нашей стране, в первую очередь изменение экономической ситуации, становление рыночных отношений не могли не затронуть все сферы жизнедеятельности российского общества, в том числе и социальную. Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение, по достижению соответствующего возраста, обеспечена Конституцией РФ, в которой отмечено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты[3, с.39].
Пенсионное обеспечение, несомненно, является одной из основных функций государства, задача которого в этой сфере - обеспечение возможности каждого трудоспособного гражданина влиять на размер своей будущей пенсии; обеспечение соответствия ее размера трудовому вкладу конкретного работника. Такой подход к пенсионному обеспечению приводит к тому, что необходимость задумываться о будущей пенсии возникает перед каждым гражданином уже в молодом возрасте, а не только при достижении им пенсионного возраста.
Глава 3:
Экономический анализ результатов развития пенсионной системы в условиях сохранения всех норм действующего пенсионного и налогового законодательства, на которых базируется пенсионная реформа 2002 года, свидетельствует о развитии отдельных негативных экономических и социальных тенденций. Главными показателями этих негативных тенденций следует признать утрату Пенсионным фондом своей бюджетной самостоятельности и независимости от федерального бюджета при выполнении своих пенсионных обязательств.
Так, в частности, с первого года начала пенсионной реформы страховая составляющая бюджета ПФР функционировала в условиях глубокого дефицита (почти 120 млрд. руб., т. е. 20 % дефицита бюджета), который покрывался резервным фондом пенсионного бюджета. Однако по мере углубления пенсионной реформы и исчерпания пенсионного резерва указанный дефицит увеличился и к 2005 году составил 280 млрд. руб. (уже 36 % дефицита общих поступлений в бюджет ПФР). Прогнозируются, что 2008 году этот дефицит достигнет почти 500 млрд. руб., т. е. 43 % всех доходов, к 2015 году – более 1450 млрд. руб. (68 % соответственно).
Очевидно, что если не предупредить развитие пенсионной системы по данному сценарию, то уже в ближайшие годы неизбежно придется отказаться от страховых механизмов формирования пенсионных прав застрахованных лиц и функционирования всей пенсионной системы на рыночных условиях. При этом пенсионное обеспечение неизбежно должно вернуться к уравнительным принципам, а сама пенсионная система должна быть консолидирована в госбюджетную систему.
Одновременно с ростом разбалансированности пенсионного бюджета возникает тенденция убывания пенсионных прав застрахованных лиц, которая выражается в снижении эффективного размера страхового тарифа. При сохранении неизменными норм пенсионного законодательства, а также ставок и границ шкалы ЕСН и страховых взносов, сложившихся к 2005 г., к 2015 г. суммарный эффективный тариф снизится до 14,6 % от фонда заработной платы против 19,3 % в 2005 г., т. е. почти в два раза.
Заключение:
Одобренный Правительством вариант пенсионной реформы сводится к модели, которая позволила бы: во-первых, гарантировать определенный уровень пенсии вне зависимости от стажа и заработка; во- вторых, избежать уравниловки, но при этом обеспечить разумный разрыв между максимальным и минимальным размерами трудовой пенсии; в-третьих, найти рациональный стимул, для постепенного вывода заработков из тени; в-четвертых, взвешенно распределить финансовые риски во времени, а ответственность - между федеральным бюджетом и ПФ.
Новая пенсия будет трехуровневой — соответственно, и средства, которые направляются работодателями на пенсионное обеспечение работников, будут распределены на три потока.
Первая часть — налог (14%). Он поступает в федеральный бюджет и оттуда направляется на финансирование так называемой базовой части трудовой пенсии и социальных пенсий.
Вторая часть — страховой взнос (14; 12 или 11% в зависимости от возраста застрахованного гражданина) в зависимости от принадлежности работника к определенной возрастной группе), поступает непосредственно в Пенсионный фонд России. Соответствующие суммы отражаются на индивидуальном счете конкретного работника и направляются на финансирование текущих обязательств пенсионной системы. При выходе работника на пенсию государство гарантирует ему выплату эквивалента (с учетом роста заработной платы в стране за этот период) той суммы, которая поступила на его счет.
Третья часть — страховой взнос (от 2 до 6%, начиная с 2006 года), поступает в Пенсионный фонд России, отражается в специальной части индивидуального лицевого счета конкретного работника и направляется на финансирование пенсии только в момент выхода данного работника на пенсию. Поступившие средства образуют персонифицированный резерв пенсионной системы, направляемый на инвестирование, доход от которого также фиксируется на индивидуальных счетах застрахованных лиц.