Введение:
В Российской Федерации уже более двух лет осуществляется практическая реализация пенсионной реформы. За это время система пенсионного обеспечения нашей страны претерпела серьезные изменения. Вместо солидарной распределительной пенсионной системы осуществляется формирование пенсионной системы, основанной на страховых принципах и включающей в себя распределительный и накопительный компоненты.
Новыми пенсионными законами изменены некоторые традиционные институты и понятия законодательства об обязательном пенсионном страховании (пенсионном обеспечении), а также введены многие нормы. Например, теперь при определении права на трудовую пенсию используется не общий трудовой стаж, а страховой. Сама трудовая пенсия сейчас состоит из трех самостоятельных частей: базовой, страховой и накопительной.
Пенсионная реформа в настоящее время не случайна, если принять во внимание, что ранее действующий закон о государственных пенсиях был принят более 10 лет назад и не соответствовал изменившимся условиям жизни. Несмотря на то, что за эти годы пенсионная система претерпела существенные изменения, затронувшие ее финансовые и организационные институты (имеется в виду создания дотаций федерального бюджета на пенсионное обеспечение, появление негосударственных пенсионных фондов), тем не менее, обеспечить ее эффективную работу не удалось. Негативные демографические изменения, которые, по прогнозам должны обострить социально- экономическую ситуацию в России в ближайшие 10-15 лет, заставляют искать новые подходы в решение задач, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца. По данным социологических опросов, более 68% россиян считает необходимым реформирование пенсионной системы [30,с.496]. Главные причины недовольства ею – низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.
Правительством Российской Федерации и национальным советом была рассмотрена и одобрена Программа пенсионной реформы, являющаяся основополагающим документом, определяющим новые принципы и направления развития пенсионной системы страны.
Глава 3:
В 2002 году реформа потихоньку началась, но заметили это только предприятия, у которых изменились принципы уплаты пенсионных взносов. Население, со своей стороны, обратило внимание на происходящие новшества только в 2003 году, когда началась рассылка пресловутых «писем счастья» - то есть уведомлений о том, у кого сколько набралось денег за прошлый год на этом самом накопительном счете. В письмах, которые разослал Пенсионный фонд РФ, суммы были невелики – в среднем чуть больше 1000 рублей, зато их адресатами стали более 40млн. человек, которые теперь имели возможность «сознательного инвестиционного выбора» - надо было лишь подать заявление в Пенсионный фонд, указав выбранную управляющую компанию. Так, по крайней мере, выглядит ситуация с формально-юридической точки зрения. А в жизни? [25,с.44]
Для любого внимательного наблюдателя ясно, что первый блин
получился комом. Можно спорить о том, чего было больше в
действиях государства – злого умысла или глупости, но результат сомнений
не вызывает: информационно-разъяснительная компания среди населения о сути, целях и методах пенсионной реформы в 2003 году оказалась сорванной.
Подавляющая часть граждан либо не узнала о реформе, либо узнала,
но практически ничего не поняла. Среди тех немногих, кто сто-то
понял, существенная часть решила, что все это очередной обман и надувательство, и верить государству нельзя, а уж частным компаниям и подавно. Даже те,
кто поверил столкнулись с серьезной проблемой: как можно осмысленно
выбрать одну из 55 компаний, которые практически неизвестны широкой
публике и не имеют ясных понятных результатов работы? Так что лишь
доли процента общей массы действительно прониклись благородными
идеями свободы и ответственности и сознательно выбрали себе ту или
иную управляющую компанию[25,с.44].
Заключение:
Начиная с 2001 года Пенсионный фонд РФ регулярно публикует долгосрочные прогнозы развития системы обязательного пенсионного страхования Российской федерации.
Прогнозы баланса Пенсионного фонда разрабатываются с использованием актуарной модели. Одной из основных задач актуарных исследований является систематическая оценка финансовой обеспеченности текущих и долгосрочных пенсионных прав застрахованному лицу. Для этих целей на основании данных долгосрочного прогноза макроэкономических параметров развития страны осуществляется оценивание и производится актуарный анализ соответствия законодательно установленных застрахованным лицам пенсионных прав накопленным государственным обязательствам перед пенсионерами.
Иными словами, сопоставляются в каждый текущий момент времени объемы пенсионных выплат и суммы всех видов поступлений в пенсионную систему.
Согласно базовым принципам обязательного пенсионного страхования пенсионная система является экономически стабильной, если объем предоставляемых в текущий период застрахованным лицам пенсионных прав имеет финансовую обеспеченность в каждый последующий период времени в долгосрочной перспективе, то есть в течении всего страхового периода.
Исходя из среднестатистической продолжительности периода трудовой деятельности, в течении которого по пенсионному законодательству застрахованный имеет возможность формировать свои пенсионные права, около 35 лет, и среднестатистического периода выплаты государственных пенсионных обязательств, который соответствует продолжительности страхового периода дожития (17-20 лет) общая продолжительность страхового периода составляет 50-55 лет, но может достигать 70 лет.
С 1 января 2002 года на территории России действует пенсионная реформа, коренным образом изменившая всю законодательную