Введение:
Обоснование выбора темы. Переход России с начала 1990-х годов к рыночным отношениям, закрепление в статьях 34 и 35 Конституции Российской Федерации [1], принятой в 1993-м году, права на частную собственность и свободное использование каждым человеком своих способностей и имущества для предпринимательской дея-тельности, вызвал создание многочисленных коммерческих предприятий, имеющих своей целью извлечение прибыли.
Властные отношения государства по отношению к предприятиям, созданным на основе частного капитала, осуществляются путем законодательно закрепленной практики отчуждения принадлежащих им на праве собственности или оперативного управления части денежных средств. Отчуждение производится в форме взимания налогов. Статья 57 Конституции РФ гласит, что «каждый обязан платить законно ус-тановленные налоги и сборы». Этот конституционный принцип развит в системе на-логового права России, основой которого является Налоговый Кодекс Российской Федерации (части 1 и 2) (далее - НК РФ) [3;4].
Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федераль-ный бюджет, а также общие принципы налогообложения Российской Федерации, в том числе определяет виды налогов и сборов; устанавливает порядок исполнения обя-занностей по уплате налогов и сборов; определяет основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений; ставки и порядок взимания отдельных видов налогов и т.п.
Налогообложение в РФ помимо НК РФ регулируется и другими правовыми ак-тами, среди которых Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, много-численные приказы и письма Министерства по налогам и сборам РФ (далее – МНС РФ). Приказами МНС обычно утверждаются методические рекомендации, положения, ин-струкции, касающиеся того или иного налога или сбора, а также формы налоговых деклараций. Письма МНС РФ служат для разъяснения тех или иных вопросов, свя-занных с налогообложением.
П.3. ст. 3 НК РФ декларирует: «Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными». Это означает, что денежные суммы, поступающие в бюджеты всех уровней рассчитываются на основании результатов хо-зяйственной деятельности организации – налогоплательщика, на основании стоимости принадлежащего ей имущества и других показателей. Эти показатели отражаются в бухгалтерской отчетности организации. Поэтому статья 23 НК РФ относит к обязан-ностям налогоплательщика помимо уплаты законно установленных налогов и регист-рации в налоговых органах: ведение в установленном порядке учета доходов (расходов) и объектов налогообложения; предоставление в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые они обя-заны уплачивать, а также бухгалтерской отчетности.
Глава 3:
Налоговая декларация по ЕСН предоставляется налогоплательщиками в соот-ветствии с п. 7 ст. 243 НК РФ в территориальные органы МНС не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Заполнение налоговой декларации производится в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом МНС РФ от 09.10.2002. № БГ-3-05/550 [59]. Декларация состоит из 11 листов. На первом листе декларации указывается налоговый период, за который предоставляется декларация, название организации, ее реквизиты, ИНН, проставляются подписи руководителя. На листе 02 указывается адрес организации и контактный телефон руководителя. Лист 03 заполняют только организации-нерезиденты, на листе 04 указываются сведения о ру-ководителях организации (ФИО руководителя и главного бухгалтера, их личные ИНН, адреса с индексами). Листы 05-11 предоставляются всеми налогоплательщиками.
Основным листом налоговой декларации является лист 05, в котором приводятся данные о налоговой базе (ст. 237 НК РФ), налоговых льготах (ст. 239 НК РФ и пп. 2, 3, 5 ст. 245 НК РФ), налоговой базе для исчисления налога за отчетный период и суммы начисленных авансовых платежей. Для ООО «Спецкров» налоговая база, определенная на основании данных, указанных в индивидуальных карточках штатных работников, с учетом всех выплат и вознаграждений составила в 2002 г. 147 428 рублей. Договоров подряда в 2002 г. ООО «Спецкров» не заключало и денежных сумм по ним не выпла-чивало.
Расчет налоговой базы для выплаты ЕСН ведется в ООО «Спецкров» ежеме-сячно. Суммы этих расчетов за последний квартал 2002 г. показаны по строкам 0110-0140. Строка 0110 «в том числе последний квартал» отчетного периода опреде-ляется как сумма строк 0120, 0130, 0140: 14 122 (строка 0120) + 14 400 (строка 0130) + 14 373 (строка 0140) = 42 895 рублей (строка 0110).
Поскольку ООО «Спецкров» не имеет налоговых льгот по ЕСН, строки 0200-0240 прочеркиваются, а в строках 0300-0340 повторяются данные строк 0100-0140.
Заполнение строки 0400 осуществляется на основании расчета на листе 07 Декларации отдельно для платежей в федеральный бюджет, ФСС, ФФОМС, ТФОМС:
а) Строка 0410 – последний квартал
42 895 × 28% = 12 010,60 руб. – платеж в федеральный бюджет;
42 895 × 4% = 1 715,80 руб. – платеж в ФСС;
42 895 × 0,2% = 85,79 руб. – платеж в ФФОМС;
42 895 × 3,4% = 1458,43 руб. – платеж в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
б) Строка 0420 – 1-й месяц
14 122 × 28% = 3 954,14 руб. – платеж в федеральный бюджет;
14 122 × 4% = 564,88 руб. – платеж в ФСС;
14 122 × 0,2% = 28,24 руб. – платеж в ФФОМС;
14 122 × 3,4% = 480,15 руб. – платеж в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
в) Строка 0420 заполнена аналогичным образом для 2-го месяца;
г) Строка 0440 – для 3-го месяца.
В 2002 г. ООО «Спецкров» начислило 20 639,92 рубля платежей по страховым взносам, которые отражены по строке 0500 листа 05. Аналогично заполнены данные за последний квартал с разбивкой по месяцам (строки 0510-0540).
Строка 0600 «Подлежит начислению в федеральный бюджет за отчетный период всего» определяется как разница строк 0400 и 0500: 0 – 20 639,92 = - 20 639,92 . По строкам 0610-0640 значения определяются соответственно как:
Заключение:
Составление финансовой отчетности в условиях рынка основано на ряде прин-ципов. Основные требования, предъявляемые к качеству финансовой отчетности:
- уместность (своевременность, значимость, ценность для анализа);
- достоверность (правдивое преобладание содержания над формой, возможность проверки, нейтральность);
- понятность;
- сопоставимость.
В соответствии с различными экономическими признаками вся информация группируется в отдельные укрупненные статьи, которые в международной практике называют элементами финансовой отчетности. Основными элементами отчетности являются активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убыток. Три первых элемента характеризуют средства предприятия и источники этих средств на определенную дату. Остальные элементы отражают операции и события хозяйственной жизни, которые повлияли на финансовое положение предприятия в течение отчетного периода и обусловили изменения в первых трех элементах.
Все элементы финансовой отчетности отражаются в формах отчетности, среди которых во всех странах, в том числе и в России, основными являются баланс и отчет о прибылях и убытках. Бухгалтерский баланс содержит подробную характеристику ре-сурсов предприятия. Отчет о прибылях и убытках отражает такие важные для анализа финансового состояния предприятия показатели, как выручка от реализации продук-ции, налогооблагаемая прибыль, направления использования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: финансовая отчетность, составление которой отвечает принципу полезности для предприятия решений внут-ренними и внешними пользователями, является важным инструментом финансового менеджмента. В современных условиях значение достоверной и объективной бухгал-терской отчетности резко возрастает, ибо анализ ее показателей позволяет определить и истинное имущественное положение предприятия.
Бухгалтерская отчетность составляется на основании Закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [12] и других документов.
К нормативным актам по бухгалтерскому учету относятся положения (стан-дарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ве-дения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности, которые являются обязательными для исполнения всеми организациями на территории РФ (п. 2 ст. 5 Закона «О бухгалтерском учете» [12]). Положениями по бухгалтерскому учету предусматривается право предприятия вы-брать один из предложенных вариантов формирования оценки показателей бухгал-терской отчетности. Данное право должно быть зафиксировано в учетной политике предприятия. При формировании бухгалтерской отчетности в 2003 г. предприятиям необходимо внести в учетную политику изменения и дополнения, обусловленные введением в действие в 2003 г. новых положений по бухгалтерскому учету, а также новых форм бухгалтерской отчетности, введенных приказом Минфина от 22.07.2003 г. № 67н [63].