Введение:
Осуществленный в России переход от административно-хозяйственной к ры-ночной экономике потребовал коренного изменения всего хозяйственного законода-тельства Российской Федерации, налогового в первую очередь.
В новых условиях роль налогов повышается, налоговые сборы становятся главным источником формирования бюджета. Налоги – один из главных инстру-ментов государства в осуществлении экономической и социальной политики.
Комплексная налоговая система, отвечающая мировым стандартам, в России действует с 1992 г. За этот период основные черты ее определились, и те изменения и дополнения, которые периодически вносятся, не меняют принципиальных основ системы.
Налоги представляют обязательные платежи, взимаемые государством с пред-приятий и граждан по ставкам, установленным в законодательном порядке.
Проблемы налогообложения коммерческой деятельности постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей.
Вопрос о том, какими должны быть налоги – высокими или низкими – извеч-ный социальный вопрос. Стремление снизить налоги постоянно вступает в противо-речие с текущими потребностями финансирования государства, включая перспек-тивное развитие, финансирование научных исследований, содержание армии, соци-альной сферы.
Легче всего собирать налоги с заработной платы. Легко взимать акцизы и на-логи на добавленную стоимость. Наибольшие трудности возникают при получении налогов с предприятий с разнообразными возможностями снижения облагаемой прибыли. Проблемы объективной оценки стоимости земли и другой недвижимости существуют при взимании налогов и с этого вида капитала. Возможность уплаты налогов в странах со щадящим обложением или оффшорных зонах заметно сокра-щают налоговые поступления в некоторых странах.
Показатель собираемости налогов зависит не только от оперативности мини-стерства финансов и налоговой инспекции, строгости законов и их исполнения, но и от правильности оценки ожидаемых поступлений в бюджет с учетом возможности налоговых льгот, юридической и экономической грамотности руководящих кадров компаний в использовании этих льгот. Принципиальную роль играет также налого-вая дисциплина, опирающаяся на налоговую мораль в стране, а также степень рас-цвета теневой экономики, криминализации в хозяйственной жизни вообще и нало-гово-таможенной сферы в частности. Поддерживать налоговую дисциплину, взы-вать к морали при сборе налогов, а также бороться против неуплаты, укрытия, бег-ства от налогов значительно легче, если в стране соблюдаются принципы справед-ливого налогообложения: налоги не подрывают мотивации хозяйственной деятель-ности и общественность верит, что государство справедливо устанавливает и соби-рает налоги, а также не допускает разбазаривания и хищения народных денег.
Глава 3:
Таким образом, если ОАО «УЛЬЯНОВСКНЕФТЬ» будет применять метод ЛИФО он дополнительно сэкономит в размере 312,9 тыс. руб.
3. Кроме того, надо рассмотреть ценовую политику ОАО «УЛЬЯНОВСК-НЕФТЬ». При повышении уровня цен не нужно следом за остальными промышлен-ными предприятиями увеличивать цены. Именно относительно низкие цены при хо-рошем качестве образования будут привлекать потенциальных абитуриентов. То есть именно это поддерживает спрос. Тем не менее в ОАО «УЛЬЯНОВСКНЕФТЬ» в среднем в год цены увеличиваются в 1,053 раза, то есть индекс цен составляет 1,053. За счет этого как товарооборот, так и прибыль до налогообложения увеличится в 1,053 раза и составляет прибыль до налогообложения:
Пно ц = Пно /Iр (29)
Пно ц = -7547,749 /1,053 = -7167,85 тыс. руб.
То есть налогооблагаемая прибыль увеличится на (-7167,85 +7547,749) 379,9 тыс. руб. за счет увеличения цен.
Налог на прибыль тоже увеличится, но в ОАО «УЛЬЯНОВСКНЕФТЬ» начис-ляться не будет, так как предприятие получает убыток:
При увеличении цен в 1,053 раза налог на прибыль увеличится:
Эф ц = ННП – ННПц (30)
Эф ц = 312,9 – 0 = +312,9 тыс. руб.
Таким образом, при увеличении цен налог на прибыль возрастет на 0 тыс. руб. Это не увеличит нераспределенную прибыль, и ОАО «УЛЬЯНОВСКНЕФТЬ» не уп-латит налог на прибыль.
Если же на предприятии ОАО «УЛЬЯНОВСКНЕФТЬ» увеличатся цены на сырье, материалы, то тогда соответственно увеличится и себестоимость проданных услуг в 1,058 раза.
За счет всего этого уменьшится налогооблагаемая прибыль в 1,058 раза.
Пно сц = Пно х Iр (31)
Пно сц = -7547,749 х 1,058 = -7985,52 тыс. руб.
Таким образом, налогооблагаемая прибыль уменьшится на (-7547,749+7985,52) 437,77 тыс. руб. за счет увеличения цен на поступившие товары, материалы, сырье.
Налог на прибыль должен тоже снизиться, но в ОАО «УЛЬЯНОВСКНЕФТЬ» этого не произойдет, так как деятельность убыточна:
Эффект от снижения размера налога на прибыль составит:
Эф сц = ННП – ННП сц (32)
Эф сц = 312,9 – 0 = +312,9 тыс. руб.
Таким образом, за счет возрастания цен на сырье, материалы в 1,058 раза, предприятие снизит налогооблагаемую базу на 437,77 тыс. руб. и налог на прибыль уменьшится на 312,9 тыс. руб. За счет этого ОАО «УЛЬЯНОВСКНЕФТЬ» сэконо-мит на 312,9 тыс. руб.
Стимулировать минимизацию налоговых платежей в ОАО «УЛЬЯНОВСК-НЕФТЬ» могут различными методами, такими как выбор амортизационной полити-ки, выбор метода оценки запасов. Уменьшат налогооблагаемую прибыль низкие цены, так как высокие цены могут привести к повышению прибыли предприятием и, следовательно, налогооблагаемой базы. А также нужно стимулировать повышение себестоимости в целях управления свободными средствами (таблица 19).
Заключение:
Прибыль предприятий, организаций, учреждений в настоящее время играет огромную роль. Она является одним из обобщающих оценочных показателей их деятельности и выполняет следующие важнейшие функции:
1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности предпри-ятия, размер его денежных накоплений;
2) является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия, и та часть прибыли, которая изымается госу-дарством в форме налога на прибыль, является источником финансирования госу-дарственных расходов.
Для того, чтобы снижать налогооблагаемую прибыль предприятие должно проводить различные мероприятия по минимизации налоговых платежей, приме-нять налоговые льготы, которые государство устанавливает с целью уменьшения налогового бремени.
1. В ОАО «УЛЬЯНОВСКНЕФТЬ» неоплаченная дебиторская задолженность с 2003 по 2005 годы меньше норматива, то это свидетельствует о том, что они полно-стью включаются в доходы 1 квартала и не списываются в течение последующих 5 лет. С 2003 по 2005 годы в целом выручка сначала увеличилась до 215262,699 тыс. руб., а затем снова снизилась до 104800,26 тыс. руб., что даже меньше, чем в 2003 году. Зато неоплаченная дебиторская задолженность в ОАО «УЛЬЯНОВСКНЕФТЬ» сначала снизилась до 1348,137 тыс. руб., это значит, что у предприятия стало мень-ше должников, но в 2005 году сумма дебиторской задолженности увеличилась до 2971,181 тыс. руб. Это означает, что предприятию необходимо увеличить состав персонала.
2. Налоги были уплачены в 2004 году, а в 2005 году уплата не производилась, так как учебное учреждение получило убыток от промышленной деятельности. Раз-мер начисленного налога в 2004 году составил 466,896 тыс. руб. в том числе в феде-ральный бюджет 145,9, в бюджет субъектов РФ 282, в местный бюджет 38,9 тыс. руб. сумма авансовых платежей составила 743,93 тыс. руб. Сумма налога на при-быль к уменьшению 277 тыс. руб., что на 277 тыс. руб. больше, чем в 2003 году и на 277 тыс. руб. по сравнению с 2005 году. Сумма налога, причитающаяся к уплате по отчетным периодам текущего года составила 9,7 тыс. руб. в федеральный бюджет, 18,9 тыс. руб. в бюджет субъектов РФ, 2,6 тыс. руб. в местный бюджет. Сумма нало-га на прибыль, причитающаяся к уплате по сроку 28.03.03г. всего 10,43 тыс. руб., в том числе в федеральный бюджет 3,26 тыс. руб., в бюджет субъектов РФ 6,3 тыс. руб., в местный бюджет 0,87 тыс. руб. При этом при уплате налога на прибыль в ОАО «УЛЬЯНОВСКНЕФТЬ» не применялись налоговые санкции.