Введение:
Регистрационная деятельность государства в гражданских правоотношениях традиционно занимает в системе гражданского права особое место.
Вопросы деятельности государства по регистрации граждан и юридических лиц имеют в настоящее время все большую актуальность. Это объясняется тем, что в результате становления рыночных отношений, закрепления за гражданами права частной собственности на имущество и активизации деятельности граждан по участию в различных хозяйственных обществах, возникла необходимость в соответствие с действующим законодательством РФ закрепить те или иные права и придать им юридический статус, что в свою очередь и можно сделать посредством проведения государственной регистрации.
В соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, а ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц, что
связывается в первую очередь именно с правовыми последствиями.
Так же на данный вопрос можно рассмотреть и в другой плоскости, желание приумножить и передать после смерти нажитое имущество своим родственникам совершенно естественное желание для каждого человека. И отсюда вопросы государственной регистрации носят практический характер, только официально зарегистрировав свой бизнес вы можете быть уверены, что сможете его продать или передать по наследству.
В условиях экономической нестабильности нашего государства определяющая роль должна отводиться в преобразовании экономической основы, так как у общества возрастает потребность к улучшению качества законов и их роли в реализации социальной справедливости. Значение государственной регистрации заключается в том, что как юридический акт государственная регистрация является документом, правовым последствием принятия которого в отношении конкретной организации или гражданина будет признание от лица государства правоустанавливающих, правоизменяющих или правопрекращающих юридических фактов, что означает прежде всего гарантии для каждого гражданина и организации.
В регистрации брака заинтересованы как государство, так и сами граждане. Государство, санкционируя конкретный брак, принимает на себя обязательство защищать образовавшуюся семью, личные и имущественные права ее членов. Регистрация дает возможность участникам семейных отношений осуществлять права и требовать исполнения обязанностей, которые возникают у них в связи с установлением брачных отношений, а также охранять личные и имущественные права и интересы супругов и детей, рожденных от брака.
Глава 3:
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей – это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателей [6, C. 242].
Для начала предпринимательской деятельности гражданину необходимо выполнить следующие условия:
• обратиться с соответствующим заявлением в ИФНС России;
• получить свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
• получить лицензию на отдельные виды деятельности если данный вид подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством РФ;
• открыть счет в банке.
Федеральным законом № 76-ФЗ были внесены изменения в Закон о государственной регистрации юридических лиц. Необходимость принятия Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" была обусловлена отсутствием на федеральном уровне единого правового регулирования отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.
С 1 января 2004 года регистрацией индивидуальных предпринимателей занимаются налоговые органы, что позволило приступить к реализации концепции "одного окна", о чем уже упоминалось выше.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Все сведения о предпринимателях вносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, который ведется отдельно от Реестра юридических лиц. В случае перемены предпринимателем места жительства регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
Физическое лицо для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя предоставляет в регистрирующий орган следующие документы:
• подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме установленной Правительством РФ;
• копию документа удостоверяющего личность;
• копию свидетельства о рождении (если в документе удостоверяющем личность отсутствуют сведения о дате и месте рождения);
• нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или
попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копию свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копию решения органа опеки и попечительства или копию решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя является несовершеннолетним).
Заключение:
Новеллы законодательства и существующая практика о деятельности государства по регистрации граждан и юридических лиц способствуют упрочнению статуса граждан как субъектов гражданских правоотношений.
Деятельность государства по регистрации актов гражданского состояния заключает в себе глубокий правовой смысл.
Ведь актами гражданского состояния именуются важнейшие события в жизни людей, имеющие юридическое значение и в совокупности характеризующие гражданское состояния человека.
Гражданское состояние, в свою очередь, предопределяет комплекс прав и обязанностей, т.е. правовой статус лица.
Гражданское состояние – не что иное, как правоспособность, дееспособность, гражданство, принадлежность гражданину определенного имени, фамилии, отчества, а также его семейное положение, а все это характеризует место человека в обществе и его связи с другими людьми.
В соответствии с Конституцией РФ основные права и свободы принадлежат человеку от рождения, каждый человек рождается свободным. Все равны перед законом и судом независимо от расы, национальности, пола, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, идеологий и других объектов. Но это не означает, что объем субъективных прав и обязанностей у всех граждан одинаков. Конкретные субъективные права и обязанности возникают с наступлением предусмотренных законом фактов, многие из которых подлежат регистрации в органах ЗАГСа, что подчеркивает их важную в правовом смысле роль в жизни государства, занимающиеся составлением актовых записей, по которым прослеживаются наиболее значительные вехи в жизни каждого гражданина.
Относительно проведения государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей необходимо отметить, что существовавшая ранее процедура регистрации была сложна и запутана, препятствовала быстрому и эффективному формированию субъектов гражданского права, их реорганизации и ликвидации, а также не обеспечивала интересы развития рынка.
Вступление в силу 01 июля 2002 года ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридического лица» существенно изменило порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, а также внесении изменений в их учредительные документы в сторону улучшения и упрощения государственной регистрации, что в свою очередь должно иметь благоприятные последствия для развития рыночных отношений и благосостояния общества, ведь создание новых перспективных организаций и направлений деятельности, будет несомненно вести к созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния российского общества.
Так же начала реализовываться одна из задач Правительства РФ поставленная перед ним Президентом РФ - это сокращение административных барьеров, затрудняющих развитие предпринимательства и оптимизация расходов федерального бюджета на государственное управление.
Но, несмотря на положительные моменты, нельзя не отметить и ряд недостатков и пробелов.
Так, несмотря на привлекательность идеи регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по системе «одно окно», как показывает практика пока налоговые органы не в состоянии выполнять эту работу быстро, деятельность налоговой инспекции на протяжении длительного времени была практически парализована сначала проведением перерегистрации юридических лиц и предпринимателей, потом переустановкой нового программного обеспечения в связи с изменением законодательства, потом просто из-за большого количества обращений, в связи с чем сроки регистрации предусмотренные законодательством практически не соблюдаются. Разъяснительная работа с физическими и юридическими лицами не ведется.
Кроме того, принцип «одного окна» реализуется однобоко в отношении государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, получив свидетельство о государственной регистрации, индивидуальный предприниматель должен встать на учет во внебюджетных фондах – Фонде социального страхования РФ и Пенсионном фонде РФ, о чем работники налоговой инспекции почему-то умалчивают, по всей видимости надеясь на высокий профессиональный уровень знаний будущих предпринимателей.
Можно сделать вывод что, несмотря на отдельные недостатки, действующие законодательство по регистрации граждан и юридических лиц в целом позволяет адекватно регулировать данные правоотношения и отвечает потребностям сегодняшнего дня.