Введение:
С переходом нашей страны к рыночной экономике существенно осложнился характер гражданско-правовых отношений. В новых условиях, остро встал вопрос об обеспечении надлежащей правовой защиты законных прав и интересов участников гражданско-правовых отношений, повышения эффективности и авторитета власти в обществе, усиления ответственности организаций и граждан в отношении исполнения собственных обязательств. Для достижения указанных целей было необходимо реформировать институт принудительного исполнения судебных решений по гражданским делам. И такая реформа была проведена. 21 июля 1997 г. были приняты два федеральных закона: N 118-ФЗ "О судебных приставах" и N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". Они вступили в силу 6 ноября 1997 г. Закон о судебных приставах определяет правовую основу деятельности судебных приставов, требования, предъявляемые к ним при назначен на эту должность, устанавливает систему и организацию деятельности службы судебных приставов, порядок назначения и освобождения их от должности, полномочия органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов, обязанности и права судебных приставов, гарантии их правовой и социальной защиты, финансирование и материальное обеспечение службы судебных приставов. Положения данного закона позволяют надежно обеспечить реализацию на практике Закона об исполнительном производстве[8,9].
На основе указанных законов в довольно короткий срок по существу созданы новые органы принудительного исполнения, расширены их полномочия, введены новые правила, регламентирующие возбуждение и окончание исполнительного производства, а также нормы, определяющие правовые последствия требований, предъявляемых к исполнительному документу. Впервые в законе закреплено общее правило о сроках совершения исполнительных действий, о последствиях прекращения исполнительного производства, введена новая глава, определяющая лиц, участвующих в исполнительном производстве, и их правовое положение, регламентированы основания применения мер исполнительного производства, закреплены и многие другие новые институты и правовые нормы, значительно укрепляющие гарантии прав сторон в исполнительном производстве.
Следует отметить, что вопрос о природе отношений, возникающих в исполнительном производстве, и месте исполнительного производства в системе права Российской Федерации является в юридической науке спорным. Это обстоятельство определенным образом воздействует на эффективность исполнительного производства, так как неопределенность отрицательно влияет на сам процесс принудительного исполнения.
Глава 3:
В соответствии со ст. 50 Федерального закона «Об исполнитель¬ном производстве» при исполнении исполнительных документов и отношении граждан не может быть обращено взыскание на имущество, указанное в Перечне видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
В настоящее время при обращении взыскания на имущество граж¬дан по исполнительным документам следует руководствоваться Пе¬речнем видов имущества граждан, на которое не может быть обраще¬но взыскание по исполнительным документам (ст.446 ГПК).
Перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обра¬щено взыскание по исполнительным документам, содержится в ст.446 ГПК.
Взыскание по исполнительным документам не может быть обра¬щено на следующие виды имущества и предметы, принадлежащие гражданину-должнику на праве личной собственности или являющиеся его долей в обшей собственности, необходимые для должника и лиц, находя¬щихся на его иждивении:
1. Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:
жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
Заключение:
Итак, Федеральный закон “Об исполнительном производстве” действует более 10 лет. Его принятие позволило значительно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве. В процессе его разработки необходимо было прежде всего восполнить пробелы в законодательстве, определяющем правила обращения взыскания на денежные средства и имущество граждан и организаций-должников, а также устранить противоречия, возникшие, в частности, между нормами гражданско-процессуального и гражданского законодательства. Кроме того, важно было создать правовые предпосылки для реального и своевременного исполнения решений судов, актов других органов и тем самым поднять их эффективность и авторитет в обществе, а также повысить ответственность организаций и граждан по своим обязательствам. Реализация этих задач потребовала создания новых органов принудительного исполнения с соответствующими полномочиями. Поэтому одновременно был принят Федеральный закон “О судебных приставах”, который определяет правовую основу их деятельности. Его положения позволяют надежно обеспечить реализацию на практике Федерального закона “Об исполнительном производстве”. Наряду с этим введены новые правила, касающиеся возбуждения исполнительного производства и требований, предъявляемых к исполнительному документу. Впервые в Закон включены общие нормы о сроках совершения исполнительных действий, о последствиях прекращения исполнительного производства, а также новая глава, в которой определен круг лиц, участвующих в исполнительном производстве, и их правовое положение, регламентированы основания применения мер исполнительного производства. Закон содержит и другие новые институты и правовые нормы, значительно укрепляющие права сторон в исполнительном производстве. Вместе с тем нельзя не сказать о том, что в действующем законодательстве имеются пробелы и недочеты требующие как корректировки так и дополнительного правоприменительного толкования[13].
Предлагаемые в Законе сроки часто просто невозможно соблюсти. Только реализация арестованного имущества в соответствии со ст. 54 составляет два месяца, в то время как на все исполнительное производство отводятся те же два месяца (ст. 13), в которые входят три дня для возбуждения исполнительного производства, пять дней для добровольного исполнения (ст. 9) и т.д.
В силу п. 4 ст. 9 Закона копия постановления о возбуждении исполнительного производства должна направляться сторонам и т. д., в то время как в других статьях (например, ст. 51) говорится о вручении должнику постановления о возбуждении исполнительного производства. В связи с тем, что направление расценивается как отправление по почте, реально арестовать имущество, взыскать исполнительный сбор и т. д. часто не представляется возможным либо может быть успешно обжаловано в суде. Особенно много вопросов возникает в связи с оценочной деятельностью судебных приставов-исполнителей, особенно относительно того, на каком этапе, кем и как должна производиться оценка.