Введение:
С переходом нашей страны к рыночной экономике существенно осложнился характер гражданско-правовых отношений. В новых условиях, остро встал вопрос об обеспечении надлежащей правовой защиты законных прав и интересов участников гражданско-правовых отношений, повышения эффективности и авторитета власти в обществе, усиления ответственности организаций и граждан в отношении исполнения собственных обязательств. Для достижения указанных целей было необходимо реформировать институт принудительного исполнения судебных решений по гражданским делам. И такая реформа была проведена. 21 июля 1997 г. были приняты два федеральных закона: N 118-ФЗ "О судебных приставах" и N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". Они вступили в силу 6 ноября 1997 г. Закон о судебных приставах определяет правовую основу деятельности судебных приставов, требования, предъявляемые к ним при назначен на эту должность, устанавливает систему и организацию деятельности службы судебных приставов, порядок назначения и освобождения их от должности, полномочия органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов, обязанности и права судебных приставов, гарантии их правовой и социальной защиты, финансирование и материальное обеспечение службы судебных приставов. Положения данного закона позволяют надежно обеспечить реализацию на практике Закона об исполнительном производстве[8,9].
На основе указанных законов в довольно короткий срок по существу созданы новые органы принудительного исполнения, расширены их полномочия, введены новые правила, регламентирующие возбуждение и окончание исполнительного производства, а также нормы, определяющие правовые последствия требований, предъявляемых к исполнительному документу. Впервые в законе закреплено общее правило о сроках совершения исполнительных действий, о последствиях прекращения исполнительного производства, введена новая глава, определяющая лиц, участвующих в исполнительном производстве, и их правовое положение, регламентированы основания применения мер исполнительного производства, закреплены и многие другие новые институты и правовые нормы, значительно укрепляющие гарантии прав сторон в исполнительном производстве.
Следует отметить, что вопрос о природе отношений, возникающих в исполнительном производстве, и месте исполнительного производства в системе права Российской Федерации является в юридической науке спорным. Это обстоятельство определенным образом воздействует на эффективность исполнительного производства, так как неопределенность отрицательно влияет на сам процесс принудительного исполнения.
Глава 3:
Публичные торги должны быть объявлены несостоявшимися не позднее чем на следующий день после того, как имело место какое-либо из указанных обстоятельств. В течение 10 дней после объявления публичных торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по со¬глашению с залогодателем приобрести заложенное имущество по его начальной продажной цене на публичных торгах и зачесть в счет по¬купной цены свои требования, обеспеченные ипотекой этого имуще¬ства. К такому соглашению применяются правила гражданского зако¬нодательства Российской Федерации о договоре купли-продажи. Ипо¬тека в этом случае прекращается.
Если указанное соглашение о приобретении имущества залого¬держателем не состоялось, не позднее чем через месяц после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги. Началь¬ная продажная цена заложенного имущества на повторных публич¬ных торгах, если они вызваны ранее указанными причинами (пп. 1 и 2 п. 1 ст. 58 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)»), снижается на 15 процентов. Публичные торги проводятся в ранее ука¬занном порядке.
В случае объявления повторных публичных торгов несостоявши¬мися по причинам, указанным в п. 1 ст. 58 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», залогодержатель вправе приобрести (оставить за собой) заложенное имущество по цене не более чем на 25 процентов ниже его начальной продажной цены на первых пуб¬личных торгах и зачесть в счет покупной цены свои требования, обес¬печенные ипотекой имущества. Как видно, законом установлен боль¬ший размер скидки для залогодержателя при приобретении заложен¬ного недвижимого имущества, нежели в п. 4 ст. 350 ГК для других видов заложенного имущества. Согласно п. 4 ст. 350 ГК при объявле¬нии несостоявшимися повторных торгов залогодержатель вправе ос¬тавить предмет залога за собой с оценкой его в сумме не более чем на десять процентов ниже первоначальной продажной цены на повтор¬ных торгах. Поэтому применительно к недвижимому имуществу раз¬мер такой оценки может быть снижен и до 25 процентов, но от цены на первых публичных торгах[10]. Право определения размера скидки при¬надлежит по смыслу закона залогодержателю совместно с судебным приставом-исполнителем, поскольку закон указывает только верх¬ний ее предел (не более 10 либо 25 процентов).
Заключение:
Итак, Федеральный закон “Об исполнительном производстве” действует более 10 лет. Его принятие позволило значительно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве. В процессе его разработки необходимо было прежде всего восполнить пробелы в законодательстве, определяющем правила обращения взыскания на денежные средства и имущество граждан и организаций-должников, а также устранить противоречия, возникшие, в частности, между нормами гражданско-процессуального и гражданского законодательства. Кроме того, важно было создать правовые предпосылки для реального и своевременного исполнения решений судов, актов других органов и тем самым поднять их эффективность и авторитет в обществе, а также повысить ответственность организаций и граждан по своим обязательствам. Реализация этих задач потребовала создания новых органов принудительного исполнения с соответствующими полномочиями. Поэтому одновременно был принят Федеральный закон “О судебных приставах”, который определяет правовую основу их деятельности. Его положения позволяют надежно обеспечить реализацию на практике Федерального закона “Об исполнительном производстве”. Наряду с этим введены новые правила, касающиеся возбуждения исполнительного производства и требований, предъявляемых к исполнительному документу. Впервые в Закон включены общие нормы о сроках совершения исполнительных действий, о последствиях прекращения исполнительного производства, а также новая глава, в которой определен круг лиц, участвующих в исполнительном производстве, и их правовое положение, регламентированы основания применения мер исполнительного производства. Закон содержит и другие новые институты и правовые нормы, значительно укрепляющие права сторон в исполнительном производстве. Вместе с тем нельзя не сказать о том, что в действующем законодательстве имеются пробелы и недочеты требующие как корректировки так и дополнительного правоприменительного толкования[13].