Дипломная по теме: Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании

Название работы: Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

76 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1 Правовое регулирование защиты прав потребителей 7

1.1 Законодательство о защите прав потребителей как система

нормативных актов, его развитие 7

1.2 Структура законодательства о защите прав потребителей 17

1.3 Основные понятия, используемые законодательством 19

Глава 2 Права потребителей 23

2.1 Право на просвещение в сфере потребления 23

2.2 Право на качество товара 27

2.3 Право на безопасность товара 32

2.4 Право на информацию об изготовителе, продавце и товаре 36

2.5 Право на выбор товара 43

Глава 3 Ответственность продавцов (изготовителей) за нарушение

потребительских прав 46

3.1 Ответственность за ненадлежащую информацию 46

3.2 Последствия нарушения прав потребителей на качество 49

3.3 Компенсация морального вреда потребителю 53

3.4 Недействительность условий договора, ущемляющих

права потребителя 55

Глава 4 Формы и способы защиты интересов потребителей 57

4.1 Добровольный порядок удовлетворения требований

потребителей 57

4.2 Общественная защита интересов потребителей 59

4.3 Государственная защита прав потребителей 62

4.4 Судебная защита прав потребителей 68

Заключение 71

Список использованных источников 74

Выдержка:

Введение:

Современное положение Российской экономики характеризуется неоднозначными оценками. Имеются положительные сдвиги по ряду направлений: восстановился и начинает активно функционировать потребительский рынок, почти полностью разрушенный к концу 1991 г. Экономическая реформа, переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской деятельности и определение ее организационно-правовых форм, свобода торговли и либерализация внешнеэкономической деятельности привели к увеличению числа товаропроизводителей и значительному расширению товарного предложения всех видов продукции. Взаимоотношение предприятий все в большей степени формируются на принципах рыночной экономики соответствующей нормативной базой, возрастает роль негосударственного сектора экономики, активно идет процесс приватизации и акционирования предприятий.

Вместе с тем, новый экономический курс осуществляется в весьма сложных условиях. Существенный дефицит государственного бюджета, рост денежной массы в обращении, снижение покупательской способности рубля, нарушение производственно-хозяйственных связей, падение инвестиционной активности, сокращение объемов производства товаров ведут к снижению реальных доходов и уровня жизни значительной части населения.

В стартовый период проведения экономических реформ, динамика уровня жизни населения формировалась в сложных условиях. Потребители одновременно испытали воздействие нескольких процессов: роста безработицы, падение производства, инфляции, значительного сокращения бюджетных ассигнований на социальные программы, изменение программы социальной защиты при увеличении нагрузки на нее. Наблюдается разрыв между тенденцией приближения цен к мировому уровню и относительным удешевлением стоимости рабочей силы россиян. Это особенно важно, если учесть, что основным источником денежных доходов населения является оплата труда. Продолжает углубляться расслоение населения по уровню доходов.

В отрасли потребительского сектора происходят неоднозначные процессы. С одной стороны, увеличилась насыщенность розничной торговой сети товарами. С другой стороны, такое насыщение рынка сегодня весьма относительно. Российский потребитель оказался неподготовлен к децентрализации импорта товаров. Рынок заполонили сколь дешевые, столь же и некачественные товары. Без систематических и суровых мер остановить потоки некачественных, а то и небезопасных товаров практически невозможно. Понятие «дефицит» сместилось в сторону дешевого и качественного ассортимента.

Кроме того, в любой сфере современного рынка реальное содержание отношений между продавцами и покупателями стало совершенно иным, чем прежде. Сегодня коммерческие структуры сами устанавливают цены на свои товары, конкурируют между собой в борьбе за потребительский рубль. Конкуренция начнет стимулировать развитие товарного производства, но пока этот процесс приобретет в России цивилизованные формы и стандарты, пройдет время.

Качество работы производителей и продавцов товаров - это критерий уважения предпринимателей к обществу, в конечном счете - норма уважения самих себя. Настоящие взаимоотношения, которые сложились между производителями, и потребителями, показывают уровень общего взаимоуважения и отражают, как в зеркале, состояние культуры всего общества. Нежелание работать качественно и добросовестно, отсутствие требовательности потребителей, соглашательские позиции тех и других загнали сферу производства и реализации товаров в ныне существующее положение в большей степени, чем все остальные факторы [9,С.3].

Глава 4:

Важнейшим с точки зрения защиты прав потребителей является прин¬цип судебной защиты. Судебная защита прав потребителей является од¬ной из наиболее важных гарантий охраны их прав, поскольку обеспечи¬вает гласность и объективность разрешения возникающих конфликтов, строгое соблюдение правовых норм материального и процессуального характера. Судебная форма защиты является основной.

Здесь потребитель может решить проблемы возмещения материаль¬ного ущерба, компенсации материального и морального вреда, выплаты неустойки, исполнения условий потребительских договоров купли-продажи.

Судебной защитой потребителей предусмотрена возможность предъ¬явления исков в суд по месту жительства истца, по месту нахождения ответчика, а также по месту причинения вреда.

Рассмотрения дела судом имеет ряд особенностей. Так задача ве¬домства - прекратить нарушение в целом, тогда как задача суда - рас¬смотреть индивидуальный конфликт. Только суд может вынести реше¬ние о компенсации морального вреда. Только суд вправе признать дей¬ствия продавцов (изготовителей) противоправными в отношении неоп¬ределенного круга потребителей и вынести решение о прекращении этих действий.

Есть и другие плюсы судебного разбирательства: Судьи независимы и руководствуются только законом. Более того, при отсутствии нормы, регулирующей конкретный вид отношений, судья может применить аналогию закона и аналогию права.

Следует учитывать, что компетентность обычного судьи, как прави¬ло, выше компетентности рядового чиновника.

Формой обращения потребителя в суд является иск с приложением документов (товарный или кассовый чек, технический паспорт или дру¬гие документы, подтверждающие факт заключения с продавцом, акт осмотра товара, различные справки, подтверждающие недостатки това¬ра, копию претензии, направлявшейся продавцу и др. документы). Дан¬ный перечень документов не является обязательным. Отсутствие каких-либо документов у потребителя не лишает его права на предъявление иска.

В исковом заявлении указываются:

- наименование суда, в который подается заявление;

- наименование истца: его место жительства;

- наименование ответчика: его место жительства или местонахожде¬ние;

- обстоятельства, на которых истец основывает свое требование и доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятель¬ства;

- требования истца;

- цена иска, если иск подлежит денежной оценке;

- перечень прилагаемых к заявлению документов.

В исковом заявлении потребитель-истец может указать сведения о свидетелях, подтверждающих изложенные обстоятельства, которые по его мнению, должны быть вызваны судом для допроса в качестве свиде¬телей. Заявление подписывается истцом.

Потребитель может ходатайствовать перед судом о назначении това¬роведческой или иной судебной экспертизы, подтверждающей качество товара.

Следует отметить, что с иском о защите прав потребителей могут об¬ратиться не только сам потребитель, но и органы государственного управления, общественные организации потребителей.

Весьма важной гарантией охраны прав потребителей положение о том, что потребители освобождены от уплаты государственной пошли¬ны (ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Та же льгота пре¬доставлена Федеральному антимонопольному органу, федеральным ор¬ганам исполнительной власти, осуществляющим контроль за качеством и безопасностью товаров, органам местного самоуправления, обще¬ственным объединениям потребителей по искам, предъявляемым в ин¬тересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга по¬требителей.Таким образом, суд является высшей инстанцией, в которой потребитель добивается защиты своих прав.

Заключение:

В данной работе были рассмотрены различные аспекты защиты прав потребителей в торговом обслуживании. Анализируя данные отношения нельзя было не обратить внимание на ряд проблем, существующих в данной области.

Во-первых, большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих защиту прав потребителей, и отсутствие их должностной систематизации создает трудности при их реализации. В силу этого представляется актуальной проблема систематизации законодательства в сфере защиты прав потребителей. Упорядочение нормативной основы, приведение ее в соответствие с экономическими , политическими и социальными условиями, характерными для данного этапа развития российской государственности, устранение дублирования и противоречий в действующих актах, улучшение их структуры, стиля и языка - все это будет способствовать повышению эффективности реализации норм права и соответственно усилению охраны прав и законных интересов граждан и гарантий их обеспечения.

Во-вторых, в действующем законодательстве остается еще много противоречий, не решенных вопросов правового, экономического, социального характера, приводящих к нарушению прав и законных интересов потребителей. Следовательно, необходимо дальнейшее совершенствование правой базы, регулирующей отношения в области защиты прав потребителей.

В-третьих, проблема защиты потребительских прав сегодня состоит в том, что многомиллионные массы продающей и покупающей публики еще далеко не в полной мере освоили современное законодательство, регулирующее рыночные отношения, а , главное, не научились видеть в нем средство надежной защиты собственных интересов, уважать закон и опираться на него, как это свойственно жителям стран, в которых демократия имеет более длительную историю. Причин этому множество. Это и невозможность населению огромной державы в короткий период времени освоить новый свод законов и, уж тем более, научиться жить по новому. Кроме того, есть и глубинные причины недоверия обывателей к легитимным способам защиты собственных потребительских прав. Это, прежде всего- отсутствие традиций, которые не могли установиться в тоталитарном государстве, безраздельно монополизировавшем спрос и предложения, производство и потребление.

Суть метаморфозы, которая должна произойти в общественном сознании, состоит в том, чтобы приучить себя к мысли, что реализовывать вновь обретенные права и убеждения предстоит каждому индивидуально.

В связи с этим необходимо:

- устранить противоречия в действующим законодательстве, четко регламентировать процедуру, предусмотренную законом, например отзыва небезопасной продукции;

- четко разграничить полномочия органов, осуществляющих контроль за состоянием безопасности товаров на потребительском рынке;

- ограничить несанкционированное нормотворчество территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области предпринимательской деятельности ( в частности, имеются ввиду акты, которыми расширяется сфера оказываемых этими органами платных услуг, завышаются расценки на указываемые услуги и т.д.);

Похожие работы на данную тему