Введение:
Современное положение Российской экономики характеризуется неоднозначными оценками. Имеются положительные сдвиги по ряду направлений: восстановился и начинает активно функционировать потребительский рынок, почти полностью разрушенный к концу 1991 г. Экономическая реформа, переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской деятельности и определение ее организационно-правовых форм, свобода торговли и либерализация внешнеэкономической деятельности привели к увеличению числа товаропроизводителей и значительному расширению товарного предложения всех видов продукции. Взаимоотношение предприятий все в большей степени формируются на принципах рыночной экономики соответствующей нормативной базой, возрастает роль негосударственного сектора экономики, активно идет процесс приватизации и акционирования предприятий.
Вместе с тем, новый экономический курс осуществляется в весьма сложных условиях. Существенный дефицит государственного бюджета, рост денежной массы в обращении, снижение покупательской способности рубля, нарушение производственно-хозяйственных связей, падение инвестиционной активности, сокращение объемов производства товаров ведут к снижению реальных доходов и уровня жизни значительной части населения.
В стартовый период проведения экономических реформ, динамика уровня жизни населения формировалась в сложных условиях. Потребители одновременно испытали воздействие нескольких процессов: роста безработицы, падение производства, инфляции, значительного сокращения бюджетных ассигнований на социальные программы, изменение программы социальной защиты при увеличении нагрузки на нее. Наблюдается разрыв между тенденцией приближения цен к мировому уровню и относительным удешевлением стоимости рабочей силы россиян. Это особенно важно, если учесть, что основным источником денежных доходов населения является оплата труда. Продолжает углубляться расслоение населения по уровню доходов.
В отрасли потребительского сектора происходят неоднозначные процессы. С одной стороны, увеличилась насыщенность розничной торговой сети товарами. С другой стороны, такое насыщение рынка сегодня весьма относительно. Российский потребитель оказался неподготовлен к децентрализации импорта товаров. Рынок заполонили сколь дешевые, столь же и некачественные товары. Без систематических и суровых мер остановить потоки некачественных, а то и небезопасных товаров практически невозможно. Понятие «дефицит» сместилось в сторону дешевого и качественного ассортимента.
Кроме того, в любой сфере современного рынка реальное содержание отношений между продавцами и покупателями стало совершенно иным, чем прежде. Сегодня коммерческие структуры сами устанавливают цены на свои товары, конкурируют между собой в борьбе за потребительский рубль. Конкуренция начнет стимулировать развитие товарного производства, но пока этот процесс приобретет в России цивилизованные формы и стандарты, пройдет время.
Качество работы производителей и продавцов товаров - это критерий уважения предпринимателей к обществу, в конечном счете - норма уважения самих себя. Настоящие взаимоотношения, которые сложились между производителями, и потребителями, показывают уровень общего взаимоуважения и отражают, как в зеркале, состояние культуры всего общества. Нежелание работать качественно и добросовестно, отсутствие требовательности потребителей, соглашательские позиции тех и других загнали сферу производства и реализации товаров в ныне существующее положение в большей степени, чем все остальные факторы [9,С.3].
Глава 4:
Важнейшим с точки зрения защиты прав потребителей является прин¬цип судебной защиты. Судебная защита прав потребителей является од¬ной из наиболее важных гарантий охраны их прав, поскольку обеспечи¬вает гласность и объективность разрешения возникающих конфликтов, строгое соблюдение правовых норм материального и процессуального характера. Судебная форма защиты является основной.
Здесь потребитель может решить проблемы возмещения материаль¬ного ущерба, компенсации материального и морального вреда, выплаты неустойки, исполнения условий потребительских договоров купли-продажи.
Судебной защитой потребителей предусмотрена возможность предъ¬явления исков в суд по месту жительства истца, по месту нахождения ответчика, а также по месту причинения вреда.
Рассмотрения дела судом имеет ряд особенностей. Так задача ве¬домства - прекратить нарушение в целом, тогда как задача суда - рас¬смотреть индивидуальный конфликт. Только суд может вынести реше¬ние о компенсации морального вреда. Только суд вправе признать дей¬ствия продавцов (изготовителей) противоправными в отношении неоп¬ределенного круга потребителей и вынести решение о прекращении этих действий.
Есть и другие плюсы судебного разбирательства: Судьи независимы и руководствуются только законом. Более того, при отсутствии нормы, регулирующей конкретный вид отношений, судья может применить аналогию закона и аналогию права.
Следует учитывать, что компетентность обычного судьи, как прави¬ло, выше компетентности рядового чиновника.
Формой обращения потребителя в суд является иск с приложением документов (товарный или кассовый чек, технический паспорт или дру¬гие документы, подтверждающие факт заключения с продавцом, акт осмотра товара, различные справки, подтверждающие недостатки това¬ра, копию претензии, направлявшейся продавцу и др. документы). Дан¬ный перечень документов не является обязательным. Отсутствие каких-либо документов у потребителя не лишает его права на предъявление иска.
В исковом заявлении указываются:
- наименование суда, в который подается заявление;
- наименование истца: его место жительства;
- наименование ответчика: его место жительства или местонахожде¬ние;
- обстоятельства, на которых истец основывает свое требование и доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятель¬ства;
- требования истца;
- цена иска, если иск подлежит денежной оценке;
- перечень прилагаемых к заявлению документов.
В исковом заявлении потребитель-истец может указать сведения о свидетелях, подтверждающих изложенные обстоятельства, которые по его мнению, должны быть вызваны судом для допроса в качестве свиде¬телей. Заявление подписывается истцом.
Потребитель может ходатайствовать перед судом о назначении това¬роведческой или иной судебной экспертизы, подтверждающей качество товара.
Следует отметить, что с иском о защите прав потребителей могут об¬ратиться не только сам потребитель, но и органы государственного управления, общественные организации потребителей.
Весьма важной гарантией охраны прав потребителей положение о том, что потребители освобождены от уплаты государственной пошли¬ны (ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Та же льгота пре¬доставлена Федеральному антимонопольному органу, федеральным ор¬ганам исполнительной власти, осуществляющим контроль за качеством и безопасностью товаров, органам местного самоуправления, обще¬ственным объединениям потребителей по искам, предъявляемым в ин¬тересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга по¬требителей.Таким образом, суд является высшей инстанцией, в которой потребитель добивается защиты своих прав.
Заключение:
В данной работе были рассмотрены различные аспекты защиты прав потребителей в торговом обслуживании. Анализируя данные отношения нельзя было не обратить внимание на ряд проблем, существующих в данной области.
Во-первых, большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих защиту прав потребителей, и отсутствие их должностной систематизации создает трудности при их реализации. В силу этого представляется актуальной проблема систематизации законодательства в сфере защиты прав потребителей. Упорядочение нормативной основы, приведение ее в соответствие с экономическими , политическими и социальными условиями, характерными для данного этапа развития российской государственности, устранение дублирования и противоречий в действующих актах, улучшение их структуры, стиля и языка - все это будет способствовать повышению эффективности реализации норм права и соответственно усилению охраны прав и законных интересов граждан и гарантий их обеспечения.
Во-вторых, в действующем законодательстве остается еще много противоречий, не решенных вопросов правового, экономического, социального характера, приводящих к нарушению прав и законных интересов потребителей. Следовательно, необходимо дальнейшее совершенствование правой базы, регулирующей отношения в области защиты прав потребителей.
В-третьих, проблема защиты потребительских прав сегодня состоит в том, что многомиллионные массы продающей и покупающей публики еще далеко не в полной мере освоили современное законодательство, регулирующее рыночные отношения, а , главное, не научились видеть в нем средство надежной защиты собственных интересов, уважать закон и опираться на него, как это свойственно жителям стран, в которых демократия имеет более длительную историю. Причин этому множество. Это и невозможность населению огромной державы в короткий период времени освоить новый свод законов и, уж тем более, научиться жить по новому. Кроме того, есть и глубинные причины недоверия обывателей к легитимным способам защиты собственных потребительских прав. Это, прежде всего- отсутствие традиций, которые не могли установиться в тоталитарном государстве, безраздельно монополизировавшем спрос и предложения, производство и потребление.
Суть метаморфозы, которая должна произойти в общественном сознании, состоит в том, чтобы приучить себя к мысли, что реализовывать вновь обретенные права и убеждения предстоит каждому индивидуально.
В связи с этим необходимо:
- устранить противоречия в действующим законодательстве, четко регламентировать процедуру, предусмотренную законом, например отзыва небезопасной продукции;
- четко разграничить полномочия органов, осуществляющих контроль за состоянием безопасности товаров на потребительском рынке;
- ограничить несанкционированное нормотворчество территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области предпринимательской деятельности ( в частности, имеются ввиду акты, которыми расширяется сфера оказываемых этими органами платных услуг, завышаются расценки на указываемые услуги и т.д.);