Введение:
Тема представленной дипломной работы выбрана не случайно. Ситуация в со¬временной России - политическая обстановка, экономическое состояние, зако¬нотворческие процессы, сейчас интересует многих исследователей. Особо при-стальное, и ни на минуту не угасающее внимание, уделяется состоянию россий-ской экономики, процессам становления новой экономической системы, функ-ционированию старых и новых субъектов экономики. Говоря об экономических и правовых субъектах, исследователи чаще всего обращают свои взоры к пред-принимателям. Достаточно большое количество работ экономистов, юристов, социологов, психологов, культурологов посвящено описанию правового статуса, образа жизни, культуры, деятельности вновь формирующегося в России класса - класса предпринимателей. Но в становлении новых социально-экономических отношений достаточно большая роль принадлежит и другому коллективному субъекту экономики - потребителю.
Если предприниматели - это новое явление для нашей социально-экономической системы, то потребители товаров и услуг существовали еще в доперестроечное время.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бес-правны. Производители товаров и услуг, торговля диктовали им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребите-лей и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Су-дебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамб-леи ООН "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей".
Но сейчас современное российское общество (в частности, складывающие-ся в нем в настоящее время социально-правовые отношения) предоставляет по-требителю ряд новых возможностей и предъявляет к нему ряд новых требований, которые изложены в Гражданском кодексе РФ, Законе РФ "О защите прав потре-бителей", а также других нормативных актах, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства. С принятием данных нормативных актов российские потребители смогли в полной мере осуществить защиту своих прав.
Несомненно, что потребителю важно знать, что он может и должен пред-принять при нарушении своих прав, тем более, что права эти достаточно просты, они основаны на здравом смысле и нет необходимости заучивать наизусть статьи закона для того, чтобы воспользоваться, например, правом на качество товара или замену некачественного товара.
Глава 3:
Государство может многое, но не все. Поэтому на помощь потребителю помимо государственных органов приходят общественные объединения потребителей. Общественные организации создаются тогда, когда есть необходимость объе-динить усилия для защиты каких-то интересов.
Основной отличительной чертой общественных организаций является их неприбыльность, ориентация не на коммерческие интересы, а на защиту своих членов и граждан вообще.
Общественные движения потребителей существуют во многих государст-вах мира. В нашей стране движение потребителей сначала появилось в крупных городах, а потом и по всей стране. В настоящее время в большинстве городов действуют общественные организации потребителей /44/.
Общественные объединения потребителей осуществляют свою деятель-ность в соответствии с ФЗ "Об общественных объединениях" и их уставами.
Общественные объединения потребителей создаются по территориальному признаку (районные, городские, областные и т. д.), а также с учетом конкретного интереса группы потребителей (клуб защиты прав автолюбителей и др.).
Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) в слу-чаях, предусмотренных уставами указанных объединений (их ассоциаций, сою-зов) вправе:
- участвовать в разработке требований к безопасности товаров, а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров;
- проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей; составлять акты о выявленных нару-шениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти;
Заключение:
В России продолжается период перехода к новой экономической системе, который сопровождается ломкой старых и формированием новых экономиче-ских и социальных отношений.
Одна из особенностей этого периода - это накопление капитала. Основная цель большинства предпринимателей - незамедлительное получение максималь-но возможной прибыли. Наиболее приемлемый способ - это перепродажа отече-ственных и особенно импортных товаров (девиз значительной части предприни-мателей - "подешевле купить, подороже продать"). Результат: появилось огром-ное число организаций и частных лиц, занимающихся торговлей, и в Россию хлынул поток товаров, самых различных и по цене, и по качеству. Одновременно с этим, продукция ряда отечественных производителей стала гораздо более раз-нообразной.
Перемены, происходящие в связи с этим на рынке потребительских то-варов и услуг, имеют как положительные, так и отрицательные последствия. К числу положительных моментов относится появление возможности выбрать, свобода выбора. Если в 1990-х годах круг альтернатив был достаточно узок, то в настоящее время в корне изменилась ситуация на потребительском рынке. В большинстве регионов страны обеспечено его насыщение товарами. Идет, хотя и медленно, процесс сбалансирования цен в соответствии со спросом. Усиливается конкуренция на рынке потребительских товаров.
К числу негативных последствий можно отнести такие, как низкое качест-во некоторых из предлагаемых товаров, работ и услуг, несоответствие некоторых товаров, работ и услуг установленным стандартам, непрофессионализм отдель-ных торговцев и ряд других моментов.