Дипломная по теме: Проявление тревожности в подростковом возрасте в норме и при патологии

Название работы: Проявление тревожности в подростковом возрасте в норме и при патологии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

53 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение. 2

Глава 1 4

Теоретические основы проблемы тревожности. 4

§1 Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии. 4

§2 Тревожность – как нарушение эмоциональной сферы подростка. 11

§3 Причины и механизмы проявления тревожности при отклонениях в развитии. 18

§3.1 Характеристика эмоциональной сферы подростков с ЗПР. 18

§3.2 Характеристика эмоциональной сферы подростков с нарушением темпа, ритма и плавности речи (заикание). 23

§4 Методологические основы коррекции и профилактики тревожности в подростковом возрасте. 27

Глава 2 31

Специфика проявления тревожности у подростков с ЗПР, заиканием и нормально развивающихся. 31

§2.1 Методы и методики исследования. Характеристика состава испытуемых. 31

§2.2 Анализ результатов исследования. 35

§3 Психолого-педагогические рекомендации для детей с заиканием. 46

Заключение. 48

Список литературы. 53

Выдержка:

Введение:

Необходимость активизации интеллектуальных ресурсов нашего общества является одним из важнейших условий преодоления пере-живаемого в настоящее время кризиса. В частности, оно предпола-гает решение проблемы развития социального интеллекта, под кото-рым подразумевается устойчивая способность человека понимать других людей и самого себя, свои взаимоотношения с окружающи-ми, а также прогнозировать межличностные отношения.

Современное научное знание демонстрирует возрастающий инте-рес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.

Становление эмоционально – волевой сферы, с которой тесно свя-зано формирование личности – сложный и длительный процесс, ха-рактеризующий психическое развитие. Оно протекает под непосред-ственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей эмо-циональной сферы детей, трудно верно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправ-ленно руководить воспитанием.

Тревожность – очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в сондромологию дру-гих заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Значение тревоги как социально - обусловленного фактора было отмечено на одном из первых, еже-годных симпозиумов, проводящихся Американской ассоциацией психологов и психопатологов. (В. В. Суворова, 15)

Это послужило основанием для выбора темы исследования и его проведения.

Цель исследования: изучение эмоциональной тревожности в под-ростковом возрасте в норме и при патологии.

Предмет исследования: проявление тревожности в подростковом возрасте.

Глава 2:

Для того чтобы существенно снизить тревожность необходимо вести многонаправленную работу: с подростками, учителями и ро-дителями.

Работа будет проходить в следующем направлении:

Первая стадия – это диагностика личностных особенностей, се-мейных отношений и взаимоотношений с одноклассниками.

Вторая стадия – это индивидуальная консультация с подростками, родителями, учителями.

Третья стадия – это индивидуальная или групповая коррекцион-ная работа с подростками.

Четвертая стадия – это повторная диагностика, отслеживающая динамику развития.

С учителями: проведение семинаров, занятий с целью просвеще-ния индивидуально-психологических особенностей подросткового возраста.

С родителями: проведение родительских собраний, занятий по-священных теме подросткового возраста и его особенностей.

Чтобы существенно снизить тревожность у подростков, необхо-димо педагогам и родителям, обеспечить реальный успех в какой либо деятельности. Нужно подростка меньше ругать, унижать, недо-оценивать его возможности, больше хвалить, причем не сравнивать его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собст-венных результатов (сегодня ты сделал домашнее задание лучше, чем вчера). Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи подростка не велики. Ненужно на неудачах фокусировать внимание, а при улучшении обязательно хвалить. Больше доверять подростку. Искренне интересоваться его делами, верить в его успех. Больше обращать внимание на обстановку дома и в школе. Теплое эмоциональное отношение, доверительный контакт с взрослыми то-же могут способствовать снижению общей тревожности ребенка. Необходимо изучить систему личных отношений подростка в клас-се, для того, чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого подростка в классе благоприятный эмо-циональный климат. Нельзя оставлять без внимания непопулярных подростков, так называемых белых ворон, следует выявить и разви-вать у них положительные качества, поднять заниженную самооцен-ку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо педагогам и учите-лям пересмотреть свое личное отношение к этим подросткам. При необходимости, следует обратиться за консультацией к психологу.

Данные рекомендации будут полезны родителям, учителям и пси-хологам.

Заключение:

В последнее десятилетие, как за рубежом, так и у нас в стране, значительно повысился интерес к проблемам трево-ги, эмоциональной и психической напряженности и стресса. Состояние тревоги является первой эмоциональной ситуа-тивной реакцией на самые различные стрессоры, и поэто-му являются неотъемлемой частью эмоциональных пере-живаний участников любой значимой деятельности, осо-бенно в естественных условий.

Тревожность, как комплексное эмоциональное состояние состоит из фундаментальных эмоций, так утверждает К. Изард (14). И каждая из этих эмоций оказывает свою побу-дительную силу на общее состояние личности.

Тревожность - это субъективное проявление неблагопо-лучия личности, ее дезадаптации. Эта черта личности, го-товность к страху.

Различают, тревогу – как ситуативное проявления и тре-вожность – как свойство личности. Это подтверждают Ч. Д. Спилбергер и функционалистцы, которые полагают, что тревогу нужно рассматривать с точки зрения тех функций, которые она выполняет.

Психоаналитики, считают, что тревога – это сигнал, пре-дупреждающий Эго о надвигающейся опасности, исходя-щей от инстинктивных импульсов. И, что тревога возникает тогда, когда не удовлетворяются базовые потребности ин-дивида, например, в безопасности. (Холл. К., Линдсей Г.,31).

Похожие работы на данную тему