Введение:
Необходимость активизации интеллектуальных ресурсов нашего общества является одним из важнейших условий преодоления пере-живаемого в настоящее время кризиса. В частности, оно предпола-гает решение проблемы развития социального интеллекта, под кото-рым подразумевается устойчивая способность человека понимать других людей и самого себя, свои взаимоотношения с окружающи-ми, а также прогнозировать межличностные отношения.
Современное научное знание демонстрирует возрастающий инте-рес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.
Становление эмоционально – волевой сферы, с которой тесно свя-зано формирование личности – сложный и длительный процесс, ха-рактеризующий психическое развитие. Оно протекает под непосред-ственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей эмо-циональной сферы детей, трудно верно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправ-ленно руководить воспитанием.
Тревожность – очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в сондромологию дру-гих заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Значение тревоги как социально - обусловленного фактора было отмечено на одном из первых, еже-годных симпозиумов, проводящихся Американской ассоциацией психологов и психопатологов. (В. В. Суворова, 15)
Это послужило основанием для выбора темы исследования и его проведения.
Цель исследования: изучение эмоциональной тревожности в под-ростковом возрасте в норме и при патологии.
Предмет исследования: проявление тревожности в подростковом возрасте.
Глава 2:
Для того чтобы существенно снизить тревожность необходимо вести многонаправленную работу: с подростками, учителями и ро-дителями.
Работа будет проходить в следующем направлении:
Первая стадия – это диагностика личностных особенностей, се-мейных отношений и взаимоотношений с одноклассниками.
Вторая стадия – это индивидуальная консультация с подростками, родителями, учителями.
Третья стадия – это индивидуальная или групповая коррекцион-ная работа с подростками.
Четвертая стадия – это повторная диагностика, отслеживающая динамику развития.
С учителями: проведение семинаров, занятий с целью просвеще-ния индивидуально-психологических особенностей подросткового возраста.
С родителями: проведение родительских собраний, занятий по-священных теме подросткового возраста и его особенностей.
Чтобы существенно снизить тревожность у подростков, необхо-димо педагогам и родителям, обеспечить реальный успех в какой либо деятельности. Нужно подростка меньше ругать, унижать, недо-оценивать его возможности, больше хвалить, причем не сравнивать его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собст-венных результатов (сегодня ты сделал домашнее задание лучше, чем вчера). Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи подростка не велики. Ненужно на неудачах фокусировать внимание, а при улучшении обязательно хвалить. Больше доверять подростку. Искренне интересоваться его делами, верить в его успех. Больше обращать внимание на обстановку дома и в школе. Теплое эмоциональное отношение, доверительный контакт с взрослыми то-же могут способствовать снижению общей тревожности ребенка. Необходимо изучить систему личных отношений подростка в клас-се, для того, чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого подростка в классе благоприятный эмо-циональный климат. Нельзя оставлять без внимания непопулярных подростков, так называемых белых ворон, следует выявить и разви-вать у них положительные качества, поднять заниженную самооцен-ку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо педагогам и учите-лям пересмотреть свое личное отношение к этим подросткам. При необходимости, следует обратиться за консультацией к психологу.
Данные рекомендации будут полезны родителям, учителям и пси-хологам.
Заключение:
В последнее десятилетие, как за рубежом, так и у нас в стране, значительно повысился интерес к проблемам трево-ги, эмоциональной и психической напряженности и стресса. Состояние тревоги является первой эмоциональной ситуа-тивной реакцией на самые различные стрессоры, и поэто-му являются неотъемлемой частью эмоциональных пере-живаний участников любой значимой деятельности, осо-бенно в естественных условий.
Тревожность, как комплексное эмоциональное состояние состоит из фундаментальных эмоций, так утверждает К. Изард (14). И каждая из этих эмоций оказывает свою побу-дительную силу на общее состояние личности.
Тревожность - это субъективное проявление неблагопо-лучия личности, ее дезадаптации. Эта черта личности, го-товность к страху.
Различают, тревогу – как ситуативное проявления и тре-вожность – как свойство личности. Это подтверждают Ч. Д. Спилбергер и функционалистцы, которые полагают, что тревогу нужно рассматривать с точки зрения тех функций, которые она выполняет.
Психоаналитики, считают, что тревога – это сигнал, пре-дупреждающий Эго о надвигающейся опасности, исходя-щей от инстинктивных импульсов. И, что тревога возникает тогда, когда не удовлетворяются базовые потребности ин-дивида, например, в безопасности. (Холл. К., Линдсей Г.,31).